Сторон действительности, моментов истины. Поэто-
Му заблуждение не просто иллюзия; в нем фикси-
Руется то, что лежит на поверхности явлений, истори-
Чески ограниченные характеристики этих явлений
превращаются в ≪естественные≫, а потому вечные
И абсолютные.
Заблуждения затрудняют освоение истины, но они
Неизбежны, есть необходимый момент движения по-
Знания к ней, одна из возможных форм этого процесса.
Заблуждения многообразны по форме. Следует, на-
Пример, различать заблуждения научные и не-
Научные, эмпирические и теоретические, религи-
Озные и философские (эмпиризм, рационализм,
Софистика, эклектика, догматизм, релятивизм) и др.
Развитие практики и самого познания показывает,
Что те или иные заблуждения рано или поздно пре-
Одолеваются либо превращаются в истинные знания.
Преодолеть заблуждения возможно, изменив и усовер-
Шенствовав породившие их социальные условия,
Наблюдения и эксперименты, развивая и углубляя
Знания и методы его получения.
В философских учениях понятие ≪заблуждение≫
Рассматривается в совокупности с истиной. Часто это
Единство рассматривают на основе изучения шкалы
Истинности. Знание, информация как совокупность
Сведений постоянно возрастают. Рост знания означа-
Ет, что человечество перемещается по шкале истин-
Ности слева направо (противоположностью истины
Является заблуждение; ложь - это преднамеренное
Искажение истины). Следовательно, установление
Истины или заблуждения требует другой трактовки.
Теории сменяют друг друга, но они иначе трактуют ис-
Тину. Абсолютная истина оказывается недостижимой.
пропорциональности В. Гюго говорит о прямом со-
Отношении истины и красоты.
Истина, красота и добро, дополняя друг друга,
Образуют нечто вроде положительного единства
(В. С. Соловьев). Истина не есть красота, а кра-
Сота не сводится к добру, но тем не менее каждая
Из трех ценностей в определенном смысле указы-
вает на другую. И.Кант однажды определил пре-
Красное как символ морального добра. Категория
Символа здесь, на наш взгляд, появилась далеко
Не случайно. Рассматриваемые три ценности свя-
Заны друг с другом отнюдь не простой, а весьма
Сложной символической связью.
В них выражена вся полнота жизни человека. При
Всем желании человек никак не может ограничить свое
Бытие одной из трех сфер: познания, чувства, поступка.
В силу этого человек объединяет истину, красоту и доб-
Ро. Тому, кто утверждает, что истина превыше всего, тут
Же укажут на достоинства красоты и добра. Кто считает