тезианства) - человек, ≪я≫ как ≪мыслящая вещь≫ -
≪вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая,
Знающая весьма немногое и многое не знающая,
любящая, ненавидящая и чувствующая≫.
Доказательство могущества разума - в критике
Притязаний чувственного познания быть абсолютным
Критерием истинности, в универсальном сомнении
в ≪старых истинах≫, опирающихся на авторитеты и не
Отвечающих критериям ясности и самоочевидности.
Определенность философии в том, что ≪во всем
должно сомневаться≫, не превращать данные орга-
Нов чувств в истину. Это же относится к достоверно-
сти познания, основанного на имени ≪авторитетов≫.
Прежде чем довериться данным органов чувств или
мнению ≪авторитетов≫, надо исследовать творческие
Возможности интеллекта. В центре внимания - проб-
Лемы познания. Универсальное сомнение обуслов-
Лено эпохой, которая с трудом расставалась со схо-
Ластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал
|
|
эти традиции с помощью критики ≪идолов≫ и строил
Новое здание на основании опыта и индукции. Р. Де-
Карт боролся с ними с помощью дедукции, основан-
Ной на ясных и очевидных истинах. Образец рациона-
Листической методологии Р. Декарта - математика
Как символ ясности и дедуктивной строгости.
Р. Декарт доказал возможности своей методоло-
Гии через открытия в математике, физике, физиоло-
Гии, космогонии. По его мнению, ученый должен за-
Ниматься анализом того, каким образом Бог созда-
Вал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос,
Зачем он это делает.
Итак, в XVII в. в Европе возникла новая философия на
Идеях самоценности разума и важности целенаправлен-
Ного экспериментально-опытного изучения мира.
Выделяют два основных направления:
Эмпиризм. Чувственный опыт - единственный
источник знаний:
А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм).
Опыт - совокупность ощущений и представле-
ний;
Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс).
Источник чувственного опыта - внешний мир;
2) рационализм. На первом плане - логическое ос-
Нование науки, разум - источник познания и кри-
Терий истинности.
Основные идеи философии Нового времени.
Автономно мыслящий субъект.
Методическое сомнение.
Индуктивно-эмпирический метод.
Рационально-дедуктивный метод, интеллектуаль-
Ная интуиция.
Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
Новое юридическое мировоззрение: обоснова-
|
|
Ние и защита прав гражданина.
Мыслители.
Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция - от частного
к общему. ≪Знание - сила≫ Р. Декарт{1596-1650),
Французский математик, физик - картезианство, дуа-
лизм - Бог - причина всего, не более. Субстанция: