У истоков и в центре философии Р. Декарта (кар-

тезианства) - человек, ≪я≫ как ≪мыслящая вещь≫ -

≪вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая,

Знающая весьма немногое и многое не знающая,

любящая, ненавидящая и чувствующая≫.

Доказательство могущества разума - в критике

Притязаний чувственного познания быть абсолютным

Критерием истинности, в универсальном сомнении

в ≪старых истинах≫, опирающихся на авторитеты и не

Отвечающих критериям ясности и самоочевидности.

Определенность философии в том, что ≪во всем

должно сомневаться≫, не превращать данные орга-

Нов чувств в истину. Это же относится к достоверно-

сти познания, основанного на имени ≪авторитетов≫.

Прежде чем довериться данным органов чувств или

мнению ≪авторитетов≫, надо исследовать творческие

Возможности интеллекта. В центре внимания - проб-

Лемы познания. Универсальное сомнение обуслов-

Лено эпохой, которая с трудом расставалась со схо-

Ластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал

эти традиции с помощью критики ≪идолов≫ и строил

Новое здание на основании опыта и индукции. Р. Де-

Карт боролся с ними с помощью дедукции, основан-

Ной на ясных и очевидных истинах. Образец рациона-

Листической методологии Р. Декарта - математика

Как символ ясности и дедуктивной строгости.

Р. Декарт доказал возможности своей методоло-

Гии через открытия в математике, физике, физиоло-

Гии, космогонии. По его мнению, ученый должен за-

Ниматься анализом того, каким образом Бог созда-

Вал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос,

Зачем он это делает.

Итак, в XVII в. в Европе возникла новая философия на

Идеях самоценности разума и важности целенаправлен-

Ного экспериментально-опытного изучения мира.

Выделяют два основных направления:

Эмпиризм. Чувственный опыт - единственный

источник знаний:

А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм).

Опыт - совокупность ощущений и представле-

ний;

Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс).

Источник чувственного опыта - внешний мир;

2) рационализм. На первом плане - логическое ос-

Нование науки, разум - источник познания и кри-

Терий истинности.

Основные идеи философии Нового времени.

Автономно мыслящий субъект.

Методическое сомнение.

Индуктивно-эмпирический метод.

Рационально-дедуктивный метод, интеллектуаль-

Ная интуиция.

Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.

Новое юридическое мировоззрение: обоснова-

Ние и защита прав гражданина.

Мыслители.

Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция - от частного

к общему. ≪Знание - сила≫ Р. Декарт{1596-1650),

Французский математик, физик - картезианство, дуа-

лизм - Бог - причина всего, не более. Субстанция:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: