Глава 5. Философия эпохи Возрождения

Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о

незначительных вещах, нежели спорить о величайших

вопросах, не достигая никакой истины.

Галилео Галилей

1. Предпосылки формирования эпохи. 2. Основные направление философии эпохи Возрождения. 3. Характерные черты эпохи. 4. Данте Алигьери. 5. Франческо Петрарка. 6. Николай Кузанский. 7. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 8. Выводы и вопросы для самоконтроля.

По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры между феодальными королевствами и княжествами, обнаруживают свою несовместимость с развитием капиталистической промышленности и торговли.

Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире. С этим стремлением связана новая эпоха культуры эпоха европейского Возрождения или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение. Философия эпохи Возрожденияявляется связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которых объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Именно этой эпохе принадлежит появление социальных теорий:

- централизованного государства - Н. Макиавелли, Ж. Боден;

- естественного права - Г. Гроций;

- утопического социализма - Т. Мор, Т. Кампанелла.

Предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения:

· совершенствование орудий труда и производственных отношений;

· кризис феодализма;

· развитие ремесла и торговли;

· усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

· укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

· появление первых парламентов;

· отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

· повышение уровня образованности в Европе в целом;

· великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

· научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Основные направления

· гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

· неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма;

· натурфилософское (ХVI-нач. ХVIIвв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

· реформационное (XVI-XVII вв.) представители которого: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

· политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

· утопически-социалистическое ( XV – XVIIвв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании всех процессов жизни общества государственной властью.

Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

· антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности идостоинство;

· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

· перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

· принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли, вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

· торжество индивидуализма;

· широкое распространение идеи социального равенства, жизнеутверждающий характер и оптимизм.

Одним из важнейших направлений развития философии этого периода был гуманизм. В рамках которого, решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догмы церкви. Таким образом, гуманизм как философское на правление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним, прежде всего, относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

У истоков итальянского гуманизмастояла колоссальная фигура Данте Алигьери (1265-1321гг.), сумевшего в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Не отрицая схоластическую догматику, Данте пытался по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека. В своем творчестве он воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовки человека исключительно как Божественного создания; признает за человеком наличие как Божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Один из родоначальников гуманистического движения, поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304-1374гг.) считал гласной задачей разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрарки, человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Опираясь на этические концепции стоицизма, Петрарка настойчиво подчеркивает достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи, в которых утверждается, чточеловеческая жизнь дается один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует, и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464гг.), урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рождения небольшого селения Кузы, на берегу Мозеля, вЮжной Германии). Отец его был рыбаком и виноделом. Политическая, научная и философская деятельность Н.Кузанскоготеснейшим образом связана с Италией, что позволяет рассматривать его философское творчество в рамках итальянской философии.

Получив образование в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, Н.Кузанский становится священнослужителем и впоследствии кардиналом римско-католической церкви.

Первая и главная книга философа «Об ученом незнании» (1440г.) содержит ряд важнейших, идей. Прежде всего, это идея взаимосвязи всех природных явлений, идея о бесконечности Вселенной, идея о человеке как микрокосме, а также рассуждения о принципе совпадения противоположностей.

Для большей наглядности этого принципамыслитель обращается к математике, показывая на ее основе, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую, У такого круга диаметр тождествен окружности, причем с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, вследствие чего точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) являются одним и тем же. Совпадение противоположностей - важнейший методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому с полным правом его можно назвать одним из основоположников новоевропейской диалектики.

Особое внимание в философии Николая Кузанского уделено учению о человеке. Кузанский возвращается к идеям античности, рассматривающим человека как своеобразный микрокосм. Пытаясь связать микрокосм с божественной сущностью, он вводит понятие «малого мира», т.е. самого человека, «большого мира», т.е. универсума и «максимального мира» -божественного абсолюта.

Обожествляя человека, Кузанскийвысказывает мысль о его творческой сущности. Если абсолют, Бог, есть творчество, то человек, подобно Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

Натуралистические, близкие к антропоцентризму тенденции философий Николая Кузанского были усилены в позднейших гуманистических концепциях итальянского Возражения XV в. Давая новую трактовку бытия и познания, он в частности полагал, что не существует разницы между Богом и его творением (мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Он вывел закон совпадения противоположностей: т. к. противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность и существование неразрывны и бытие едино); он предположил, что едины идея и материя. Рассматривая проблемы природы, Кузанский считал, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной, Вселенная это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); бесконечность Вселенной, всего мира ведет к бесконечности познания. Рассматривая проблемы познания он утверждал, что невозможно достичь абсолютного знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» - по Н. Кузанскому).

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.

Натурфилософия, как философское направление, получила распространение в период Позднего Возрождения (XVI - XVII вв.) в Европе, особенно Италии.

Непосредственное воздействие идей Н.Кузанского испытал крупнейший натурфилософ эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548-1600гг.) В разносторонней диалектике Бруно особенно значимы мысли о всеобщей изменчивости, самодвижений природы, бесконечности, а также о совпадении противоположностей. Опираясь на античную традицию и прямо ссылаясь на концепцию Гераклита о всеобщей изменчивости, Бруно утверждал, что в многообразном мире происходит непрерывное движение. В результате самодвижения мир изменяется, образуется как множественный из единого. Единое саморазвертывается во многое - такова суть диалектической концепции Бруно.

Главнейшим положением его космологии было учение обесконечности мира, Мыслитель говорит о Вселенной как о бесконечной субстанции. Вне ее нет ничего, ибо она представляет собой все сущее, все - бытие. Она вечна, не сотворена Богом, неподвижна. Джордано Бруно не просто провозглашает бесконечность Вселенной, он отвергает деление мира на материальный и запредельный, нематериальный - будь то перводвигатель перипатетиков или христианский Бог.

Джордано Бруно как личность вызывает восхищение. Когда инквизиция начала преследовать Бруно он так сформулировал свой принцип: «Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом». На заседаниях суда инквизиции он был невозмутимо спокоен. Только один раз он нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: «Мне кажется, что вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю». Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен. 17 февраля 1600г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично.

Особый интерес в эпоху Возрождения представляет социально-политическая проблематика, в рамках которой рассматривались вопросы государства; устройства общества; взаимоотношения Церкви и государственных институтов, верующих. Социально-политическая проблематика эпохи проявилась в таких направлениях как философия Реформации, политическая философия и философия социалистов-утопистов.

Философию реформации подготовили кризис феодализма, проявившийся в ослаблении феодальной государственности и становлении европейских государств. Формирование новых торгово-экономических отношений привело к зарождению и укреплению класса торгово-промышленной буржуазии. В новых государствах зарождалась новая политическая элита, которая в меньшей степени была заинтересована в чрезмерной надгосударственной власти Папы Римского и католической церкви. В духовной жизни общества все ярче проявлялся кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, установилась практика выдачи индульгенций. Значительное распространение получили идеи гуманизма, способствующие росту самосознания личности и индивидуализма. В политической сфере общества росло влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, гусизма. В обобщенной форме цель реформации заключалась в реформе католицизма; демократизации Церкви; установлении более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Одним из лидеровбюргерско-евангелической реформации был Мартин Лютер (1483 -1546гг.).31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим положениям: общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; необходимо упрощение обрядов. По его мнению, Церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям, кроме того, необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства Он полагал, что дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Предполагалось, что такой подход будет способствовать восстановлению авторитета государственных институтов и светской власти, освободит культуру и образование от засилья католических догм.

Результатом теоретических изысканий М.Лютера и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Жан Кальвин (1509-1564гг.)продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Ключевой идеей протестантизма является идея предопределения, смысл которой состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенными, либо погибнуть, не состояться в жизни, соответственно все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия, профессия - не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу - путь к спасению, а успех в работе - признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кроме того, Кальвин воплотил протестантизм на практике: он возглавил реформационное движение в Женеве, добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Папы Римского (сам Кальвин был прозван «Женевский Папа»), подчинил кальвинистской Церкви светскую власть, провел реформы и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий пасторский надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.

Народное направление Реформациивозглавил Томас Мюнцер (1490-1525гг.). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г. разошелся с учителем. В целом, соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем

· необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

· цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле;

· главная причина всех зол - неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

· частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелись в виду, прежде всего имущество, новый способ организации производства);

· жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

· власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».

В 1524 -1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным, целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Таким образом, философия Реформации послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе, торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, хотя католицизм сохранялся в странах Южной и Восточной Европы Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469 – 1527гг.)- итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Его философия, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многий политиков как средневековой, так и последующих эпох. Он совершенно исключил Бога из сферы своего анализа общественной жизни, истории и политики. Под впечатлением недавнего падения во Флоренции владычества Савонаролы Макиавелли заметил: «Все вооруженные пророки победили, а невооруженные погибли». Цель его главной работы «Государь» - раскрыть, как завоевывается власть, как она удерживается и как теряется; научить государей правилам достижения политического успеха. Вся политическая философия Макиавелли основана на анализе римской истории. Он провозглашает эгоизм, индивидуализм возводится в абсолют, провозглашает принцип верховного закона, ограничивающего частную собственность, впервые дает примеры эмпирической политики, в основе которой лежат принципы «Цель оправдывает средства» и «Нет морали». Вот только некоторые, наиболее яркие мыли философа:

- после завоевания власти не следует опираться на тех, с кем ее захватывал, считая себя равными государю, они никогда не станут хорошими слугами;

- не приближай к себе и не допускай к власти некогда обиженных тобой. Из ненависти или страха люди мстят, а не служат. Даже новые благодеяния не способны изгнать страх или память о старых обидах. Государь может смело приблизить к себе того, кто раньше считался врагом: он захочет делами доказать превратность прежнего мнения о себе;

- избранному государю Макиавелли советует опираться не на знать (ей все равно не угодишь), а на народ. Народу нужно немного - достаточно время от времени «бросать кость», чтобы народ почувствовал, что его угнетают чуть меньше, чем раньше;

- государю, желающему долго удерживать власть, необходимо заботиться о регулярной ротации (замещении) высших политических кадров: люди, продолжительное время находящиеся при государе, поневоле чувствуют себя равными ему, что чревато дурным служением или переворотом;

- о государе судят по советникам. Они должны быть людьми авторитетными, но не специалистами в области политики. Тогда государь сможет купаться в лучах их славы у народа, в то же время они не смогут влиять на принятие политических решений.

Как пользоваться насилием и благодеяниями? Насилие нужно применять сразу и единовременно. При завоевании, например, со всеми врагами надо покончить разом. Благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, небольшими порциями, чтобы облагодетельствованные «распробовали» их как можно лучше.

Как обращаться с народом? Народ должен время от времени служить государю: люди более привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто делает добро им. Государь должен внушать народу надежду на скорое окончание бедствий, напоминать народу, что враг беспощаден, осаживать излишне строптивых. Мудрость государя состоит также и в том, чтобы, когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними верх, являясь, таким образом, в еще большем величии. Толпа любит победителей.

Политическая философия Макиавелли заряжена ренессансным оптимизмом. Человек может все, и ниспровергнутые государи должны пенять не на фортуну, а на собственную нерадивость. В политике, как и всюду, важна сильная личность. Но если личность, как правило, противостоит обстоятельствам, то политическая личность умеет приспосабливаться к обстоятельствам. Интеллектуально честная философия политической бесчестности ужасает читателей работ Макиавелли. Термин «макиавеллизм» стал, синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Макиавеллизм осуждался как теория и практика бесконтрольного использования власти, не подчиненной никаким «высшим» моральным критериям, как деятельность, единственным Законом которой является успех любой ценой.

Вместе с тем творчество Макиавеллинеобходимо понимать не абстрактно, а в совокупности с интересами прогрессивных сил современного ему итальянского общества, их потребностью установить государственную власть антифеодального типа, объединить страну в централизованное государство во главе с абсолютным правителем.

Особое место в социально политической философии эпохи Возрождения занимает творчество социалистов-утопистов. Основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость, а поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и, практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Философия Т. Мора изложена в произведении «Утопия» (Утопия (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство). Согласно Т. Мору в Утопии:

· не существует частной собственности;

· все граждане участвуют в производительном труде;

· труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

· все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

· в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;

· от, трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

· самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники;

· первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив)

· все должностные лица избираются - прямо или косвенно;

· мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Философия Томмазо Кампанеллы изложена в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

· все граждане участвуют в производительном труде;

· результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

· труд совмещается с одновременным обучением;

· жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

· солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

· большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

· во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Значение философии социалистов-утопистов состоит в том, что их идеи социалистов-утопистов были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем

Завершает эпоху Возрождения, непосредственно подготавливая переход к новой философии, француз Мишель Монтень (1533-1592гг.) – автор знаменитых «Опытов», мастер тонкого психологического анализа человеческой души, выдающийся писатель.

Труд Монтеня «Опыты» - это шедевр художественно-философской, публицистической литературы. Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял «Опытны», поэтому они содержат разные точки зрения автора известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Он искал истину.

Его «Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души.

Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

Монтень провозглашая идею естественного равенства людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устой обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации.

Своими философскими рассуждениями Монтень дал мощный заряд философии Нового времени и эпохи Просвещения. Его «Опыты» представляют несомненный интерес для современных людей XXI века.

Выводы:

1. Вся культура эпохи Возрождения, ее философия наполнены признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

2. Философия эпохи в эпоху Возрождения дала миру интереснейшие примеры социально-политической мысли, которые в значительной мере повлияли на развитие мира.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что способствовало становлению философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

2. Каковы особенности и основные направления развития философии в эпоху Возрождения?

3. Каких философов эпохи Возрождения Вы знаете?

4. Какая идея является центральной в гуманизме эпохи Возрождения?

5. В чем суть социально политического направления развития философии в эпоху Возрождения?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: