Глава 11. Бытие, материя, как исходные понятия философии

Все подвержено изменению. И ты сам находишься в

процессе постоянного перехода в другое и

частичного умирания. Да и весь мир.

Марк Аврелий

1. Понятие бытия. 2. Проблема бытия в истории философии. 3. Структура бытия. 4. Виды бытия. 5. Уровни бытия. 6. Основные формы бытия. 7. Понятие «материи». 8. Основные свойства материи. 9. Движение – способ существования материи. 10. Пространство и время – всеобщие формы существования материи. 11. Выводы и вопросы для самоконтроля.

В содержание любой науки входят основные, определяющие понятия, категории, т.е. наиболее общие мысленные абстракции, в которых раскрываются направления и тенденции развития внешнего мира. Для философии такими понятиями являются «бытие» и «материя». Они включают в себя широкое философское обобщенное знание об окружающем мире.

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует во всех философских явлениях и школах. Он возник вместе с зарождением философии, и будет всегда сопровождать ее. Это вечный вопрос. Осмысление категории «бытие» позволяет прояснить многие философские проблемы, источники их возникновения, пути и способы решения.

В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие».

В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - все существующее; не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как - объективная реальность обозначается термином «материя».

Итак, бытие - это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша па Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет. А как соотносятся между собой бытие и небытие? Это уже вполне философский вопрос, и мы посмотрим, как он решался в истории философии.

Проблема бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она касается наиболее существенных параметров человеческой жизни, а следовательно, и мировоззрения человека. Именно поэтому постижение категории раскрывавшейся в разные времена, с разных сторон и с разной степенью полноты неотделимо от истории философии. Одну из первых философских концепций бытия выдвинули в VI веке до н.э. досократики, для которых бытие совпадает с материальным и совершенным космосом. Парменид (конец VII – VI В. до н.э.) при этом рассматривал бытие как неизменное, единое, неподвижное, а Гераклит (ок. 530-470 до н.э.) - как непрерывно меняющееся. Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. умер в старости) различал бытие «по истине» и бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование.

Платон (427-347 до н.э.) противопоставлял чувственное бытие чистым идеям - миру истинного бытия. По Платону, бытием являются объективные материальные вещи и бытие мира идей, затем бытие указывает содержание понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании. Человеческие понятия он соотносит истинным бытием.

Аристотель (384-322 до н. э.) отрицал учение о различных уровнях бытия. Учение Аристотеля о бытии противоречиво, поскольку, с одной стороны, он понимает бытие как актуальный принцип вещи, то есть в неразрывном единстве с вещью. С другой стороны, бытие у Аристотеля перводвигатель, самосозерцающий божественный ум, нематериальная форма всех форм.

Средневековая философия повторила античное учение о бытии, внеся новое. В средние века христианская философия противопоставляла «истинное» божественное бытие и «неистинное», сотворенное Богом. Истинное бытие приписывалось сотворенному этим абсолютом миру. Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда общее признание получает культ материального

Родоначальник английского материализма Нового времени, Фрэнсис Бэкон (1561-1626) заложил основы материалистического понимания природы, он признавал бытие как вечно подвижную материю. Ф. Бэкон является основателем теории индукции - неразрывности, материи и движения. Томас Гоббс (1588-1679гг.) приходит к выводу, что бытие телесно, поскольку Вселенная состоит из материальных тел.

Рене Декарт (1596-1650 гг.) – французский философ, представитель классического рационализма - сводил понимание бытия к самосознанию как источнику объективной значимости человеческого мышления.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) - нидерландец философ – понимал человека как часть природы, считал, существует бесконечный разум, который связывает мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. В работах Спинозы бытие находится в самой субстанция (Боге), а существование вещей - вне субстанции, он, различает бытие сущности и существования, идеи и возможности.

Материалистическое учение о бытии получило свое дальнейшее развитие у французских материалистов ХVIII веку. Жюльен Офре де Ламерти (1709-1751 гг.) считал, что бытие и есть чувственная материя, а ее совершенным проявлением является человек. Подобное же учение находим у Поля Гольбаха (1723-1789 гг.) и Карла Гельвеция (1715-1711 гг.), природа рассматривается в движении как великое целое, как бытие.

Дуалистическую трактовку бытия дал Рене Декарт, под бытием понималось то, что прошло через мышление. Известно изречение Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Объективный мир представляется, по мнению Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716 гг.), как отражение духовной жизни человека.

В своей философской системе трансцендентального идеализма Иммануил Кант (1724-1804 гг.) считал, что существует независимо от сознания людей внешний мир. Но бытие, по И.Канту, недоступно познанию - это «вещи в себе». Для И.Канта бытие не является свойством вещей, это способ связи наших суждений и понятий, при этом различие между природным и нравственно-свободным бытием заключается в различии форм законополагания - причинности и цели.

По Иоганну Готлибу Фихте (1762-1814 гг.), существует человеческое «Я», которое порождает из себя бытие путем априорных, идеальных полаганий мысли. Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) считает, что бытие равносильно знанию и деятельности.

Исходные положения философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1834 гг.) - тождество бытия и мышления, понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Г. Гегель рассматривал бытие как; первую, непосредственную ступень в восхождении к самому себе. Человеческое духовное бытие он свел к логической мысли, поскольку гегелевская система все реально существующее превращала в логические категории. Г. Гегель рассматривал бытие как объективно развивающуюся идею.

В неклассической философии Х1Х-ХХ вв. Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) при рассмотрении бытия исходным считает человеческое существование, трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное бытие. Жан-Поль Сартр (1905-1980 гг.) противопоставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия, по Сартру, - свободный выбор возможностей.

Философия материализма, опираясь на диалектический подход анализирует бытие в нескольких направлениях, отмечая его многоуровневый характер (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности) и несводимость одного уровня к другому (материя и формы ее движения - предмет естествознания; общественное бытие - предмет общественных наук). Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Чтобы уяснить его суть, рассмотрим структуру бытия, его виды, уровни и формы.Анализируя проблемы онтологии, следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия - актуальное и потенциальное бытие и формы бытия - бытие вещей, бытие человека, бытие духовного (идеального), бытие социального.

Объективная реальность охватывает все то, что существует вне независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие.

Субъективная реальность – это сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие, как материальная точка или идеальный газ) вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой логичности и адекватности, истинности, истинности мышления выступает опосредованность ее практикой. Для того чтобы создать образ процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями.

Одни и те же материалы могут быть объектом исследования: для механика важным будет исследование их на прочность, для физика на электро- или теплопроводность, для химика – на их химическую активность. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно реально существующих вещей и процессов.

Говоря об уровнях бытия, следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие - это наличное в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком.

По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются дваряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство, физического (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бытия человека наиболее значимым является аспект личностного бытия, ибо только через этот уровень бытия можно осмыслить отношение человека к миру. Очень многие жизненные ситуации просто не существуют как проблемы для всех. В частности, особенность вопроса в смысле жизни заключается в том, что он тесно связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек проблемы собственного бытия может поставить и решать по-своему. Но при этом важно понимать общие существенные характеристики.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не просто в преходящем характере каждого конкретного индивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку - бесценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сменой поколений. История - это наше понимание бытия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих предшественников и современников, зависит уровень духовной и материальной культуры, - т.е. уровень актуального бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем.

Не случайно сегодня у нас проснулась такая тяга к прошлому. Здесь не просто порыв вырвавшейся из штампов административной системы души прикоснуться к многоцветию красок жизни, а необходимый процесс введения бытия людей в русло мировой цивилизации и культуры. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное - едины. Предпосылкой этого единства является бытие.

Теперь обратимся к основным формам бытия. В философии, как правило, выделяют четыре основное формы бытия - бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, (идеального) и социального, каждая из которых в свою очередь включает в себя по две формы. В итоге общая картина выглядит таким образом.

Бытие вещей (явлений, процессов) включает в себя, во-первых бытие вещей, явлений, процессов «первой природы» и, во-вторых, бытие произведенных человеком вещей, или бытие «второй природы».

«Первая природа» - это объективная и первичная реальность, существовавшая миллиарды лет до человека (био- и геосфера; атмосфера, ближний и дальний космос).

«Вторая природа» - это комплексная природно-духовно-социальная реальность, включающая в себя созданные человеком предметы повседневного обихода, техносферу, производственную и социальную инфраструктуру, а также выведенные путем естественного отбора или полученные средствами генной инженерии живые организмы.

В качестве природной она должна быть квалифицирована по своему субстрату - все искусственно созданные предметы испытывают на себе воздействие естественных законов природного вещества (физических, химических, синергетических и др.) и не могут существовать вопреки им. Духовность «второй природы» возникает в результате творческой деятельности человеческого интеллекта в процессе конструирования вещей и воплощения их в материале. Социальность «второй природы» связана с коллективным характером деятельности по ее созданию и использованию. Бытие «второй природы» - это не только природное, но цивилизационно-культурное, историческое существование вещей.

Бытие человека включает в себя, во-первых, бытие человека в мире вещей и, во-вторых, специфически человеческое бытие.

Бытие человека в мире вещей - это его существование как «вещи среди вещей», связанное с общими для человека и вещей природы законами с необходимостью учета предпосылок человеческого существования, которые являются общими также и для всех вещей «первой и второй природы» (наличие определенных физических и геометрических параметров, заданные скорость и ритм обеспечивающих их целостность процессов, конечность существования, включенность в общий процесс космической эволюция). Это тот круг связей и взаимодействий человека со средой его обитания, который обусловлен особенностями и потребностями телесного существования.

Специфически человеческое бытие - это жизнедеятельность человека во всей полноте ее проявлений; в единстве телесного (физического), биологического, и социального измерении. Наряду с отмеченными проявлениями бытия человека в мире вещей оно включает бытие человеке как индивида, принадлежащего к определенному виду живых существ, а также его бытие как социально-исторического существа.

Биологическое измерение специфически человеческого бытия охватывает характеристики жизнедеятельности человека как особого биологического вида (homo sapiens). К ним относятся все проявления коммуникативно-речевой, познавательной и практически преобразующей деятельности, отличающие человека от других видов живых существ. Социальное измерение специфически человеческого бытие - это совокупность социокультурных явлений, характеризующих его образ жизни в конкретную историческую эпоху (формы общения, материально-производственная и духовная деятельность, быт, обычаи, традиции).

Бытие духовного (идеальные) включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного.

Бытие индивидуализированного духовного - это проявления сознания индивидуального человека (поток осознанных влечений, побуждений, чувств, переживаний, мыслей, знаний, убеждений, ценностей, установок» стереотипов и др.), а также различные формы бессознательного (механизмы неопознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием, неосознаваемые эвристически-творческие ресурсы).

Бытие объективированное духовного – это форма материализации духовных образований (представлений о мире, Боге, добре, истине, справедливости и др.), порождаемые человеческой культурой:

•знаково-символические естественные и искусственные языки;

• произведения искусства (картины, скульптуры архитектурные ансамбли, нотные записи и живое исполнение музыкальных произведений, художественной литературы);

• технические носители информации (печатные издания - книги, газеты, журналы, пленки диски и т.д.),

Бытие социального включает в себя бытие отдельного человека в обществе и истории, а также бытие общества.

Бытие отдельного человека в обществе и истории имеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации (вхождения в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в рамках определенного сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределенности его поведения и деятельности спецификой общественно-исторических условий и активного воздействия с его стороны на ход исторических событий.

Бытие общества - это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного.организма в единстве материально-производственной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно исторического развития, культурно-цивилизационных явлений и процессов.

Изложенная схема основных форм бытияне является исчерпывающей по охвату и безукоризненно строгой по композиции. Наряду с охарактеризованными можно выделить также формы, связанные с особенностями бытия объектов, явлений и процессов в определенных сферах человеческой деятельности.

Многообразные формы бытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме одного - различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Эта форма бытия выражается категорией мира.

Мир (мироздание, универсум) есть единая, целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия. Он заключает в себе всю реальность, без каких-либо исключений. Таким образом, на основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее - это и мир, к которому мы принадлежим. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.

Субстрат (от лат. substratum - буквально, подстилка) - это то, из чего все сделано. Понятие « субстрат », посути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиций. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции.

Субстанция (от лат. substantiate - сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют.

Осмысление проблемы субстанции как основы всего сущего происходило под направляющим воздействием идей о наличии одной, двух или множества субстанций которые, оформившись в философские учения, получили соответственно названия монизм, дуализм, плюрализм. Охарактеризуем эти категории.

Монизм - философское учение, принимающее за основу всего сущего одно начало и объясняющее единство мира исходя из одной субстанции

Дуализм - философское учение, принимающее за основу всего сущего две субстанции - материальную и духовную.

Плюрализм - философское учение, согласно которому всё существующее несводимо к единой субстанции. Вопрос о количестве субстанций в рамках этого учения решается в очень широком диапазоне - от трех до бесконечного множество. Дальше изложение философского понимания субстанции будет продолжено в русле материалистического подхода, центральным звеном которого является категория материя.

Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в первую очередь в понятии «материя». Вопрос о сущности материм, о ее соотношении с сознанием является предметом ожесточённой борьбы на протяжении всей истории философии.

Идеализм субъективный, принимая за первичное сознание человека, считает, что материи нет вообще, что она, как писал Д. Беркли (1684- 1753 гг.), выдумана материалистами для обоснования своих атеистических выводов. Доведенный до своего логического конца субъективный идеализм приводит к солипсизму (от лат. solus – единственный, jpse – сам) – к признанию несомненной реальностью только самого себя.

Идеализм объективный представляет материю продуктом развития нечеловеческого, сверхприродного сознания (мир у Платона, мировой дух у Гегеля, бог в религии). Это сверхприродное сознание и творит материю («нечто») из «ничего». Таким образом, хотя материя и существует, но с точки зрения и этого варианта идеализма она не является объективной реальностью, ибо производна от сознания и зависит от него.

Материализм исходит из понимания материи как объективной реальности. В истории материализма попытки дать соответствующее определение материи встречаются неоднократно. Отражая на каждом историческом этапе уровень научного познания своего времени (и прежде всего уровень развития естествознания), все эти определения страдали существенными недостатками - сведением материи к какому-то конкретному веществу либо к какой-то одной форме материи (механической, физической и т.д.). При этом само определение давалось, как правило, экстенсивным путем, через перечисление составляющих объем данного понятия элементов.

Наиболее развернутое определение материи мы встречаем в произведении В.И. Ленина (1870-1924) «Материализм и эмпириокритицизм». Необходимо сразу оговориться, что к определению материи В.И.Ленин на страницах книги возвращается не раз, и такой возврат логически вытекал из важного методологического подхода к определениям (дефинициям).

В наиболее обобщенном виде философское определение материи формулируется В.И. Лениным так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

В этом классическом философском определении материи органически сочетаются:

• последовательное материалистическое решение основного вопроса философии (материя существует независим от человеческого сознания);

• указание на неисчерпаемость материи (поскольку единственно абсолютное, при всех условиях сохраняющееся свойство материи быть объективной реальностью служит основой для возникновения бесконечного многообразия иных свойств, связей, процессов);

• признание познаваемости материи, безгранично углубляющегося отражения ее человеческим сознанием (объективная реальность копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями).

Философское понятие материи может быть определено только путем соотнесения его с понятием сознания и указания на то, какое из них отражает первичную, изначальную реальность, а какое - вторичную, производную. Дело в том, что понятия материи и сознания являются предельно широкими категориями, которые человечество сформировало в процессе практического освоения и познания действительного мира.

Материя обладает разнообразными свойствами, остановимся на основных, вытекающих из определения материи. В частности философское определение материи отмечает, прежде всего, свойство материи быть объективной реальностью не только потому, что оно является абсолютным, и всеобщим. Это свойство, в то же время присуще только материи именно оно отличает материальное, существующее вне и независимо от сознания, от идеального. Идеальное также реально, но это реальность другого рода. Она существует не абсолютно не сама по себе, а как отражение материального в голове человека - носителя сознания. Идеальное для своего возникновения требует материального в форме объекта и в форме субъекта, а также особого взаимодействия между ними (практики).

Будучи объективной реальностью, материя обладает также рядом всеобщих свойств, таких, как субстанцианльностъ, активность, сохраняемость, структурность, способность отражения.

Субстанциональность материи состоит в том, что объективная реальность есть причина самой себя, она не сотворима и не уничтожима, не нуждается в чем-то внешнем для своего существования и движения. Материя, как объективная реальность, выступает всеобщим носителем всех свойств, «субъектом» всех преобразований природных тел, биологических и социальных систем, основой внутренних связей и единства мира.

Активность материи выражается в ее беспредельной способности к самодвижению, развитию,ведущему к непрестанным изменениям мира, его постоянному обновлению. Существование материи - вечно живой, внутренне активный процесс образования, развития и взаимодействия ее многообразных видов и свойств.

Такое свойство матери как сохраняемость заключается в том, что она, как объективная реальность, не может возникать из ничего и бесследно исчезать. Происходят лишь превращения одних материальных форм в другие. В природе эти преобразования регулируются физическими законами сохранения массы, энергии, количества движения, электрического заряда и т. д.

Структурность материи означает ее принципиальную несводимост к каким-либо «последним» и «неизменным» элементам, ее н еисчерпаемость. Каким бы простым ни казался любой материальный объект, он всегда обладает сложной структурой. Структура есть единство расчлененностн на части (элементы) и внутренней связи этих частей (элементов), объединяющей их в систему со специфическими свойствами. Признание структурности как всеобщего свойства материи стало общим принципом современного естествознания.

Свойство отражения заключаетсяв способности одного материального объекта при взаимодействии с другим воспроизводить в своих изменениях (в виде «отпечатков», «следов») особенности этого другого объекта. При этом структура «отпечатка», «следа» в определенных отношениях оказывается сходной с копируемыми свойствами объекта-оригинала. Усложнение организации материи в процессе ее развития приводит к появлению все более сложных форм отражения – от пассивной механической в неорганическом мире, к раздражимости в органической природе и, наконец, к психическим формам отражения у человека.

Наукаподкрепляет все новыми данными истинность теории отражения как всеобщего свойства материи. В частности, немало сделала для этого сложившаяся в конце 40-х годов XX века новая область знания - кибернетика. Она опирается на теорию отражения и своими исследованиями информационных процессов всесторонне ее подтверждает и конкретизирует. Информация,как одна из видов взаимодействия и связи между биологическими и социальными объектами, осуществляется на основе всеобщего свойства отражения.

Основные формы существования материи выводятся из движения как ее важнейшего атрибута. Движение - способ существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Под движением понимается изменение вообще, т. е. любое изменение, как качественное, так и количественное. Только признав, что движение - неотъемлемое свойство материи, можно объяснить многообразие мира в его материальном единстве.

Тот факт, что материальному миру присущи изменения, фиксируется уже на уровне обыденного сознания. Не надо быть философом, чтобы видеть, как материальные вещи рождаются, проходят какие-то стадии своего развития, а затем погибают. За время одной человеческой жизни каждый из нас наблюдает эти циклы в природе, обществе, в жизни своих близких и знакомых.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движений материи.

1. В неорганической природе – пространственные перемещения, движения элементарных частиц и полей – электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения матери, изменения космических систем.

2. В живой природе – обмен веществ процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т.д.

3. Общественные формы движения матери – многообразие проявлений деятельности людей.

Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована в конце XIX в. Ф.Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи:

• механическую (перемещение макротел относительно друг друга);

• физическую (тепловое, звуковое, электрическое, магнитное, виды движения, связанные, согласно тогдашним представлениям с движением молекул);

• химическую, (движение атомов внутри молекул);

• биологическую (способ существования белковых тел);

• социальную (в основе которой лежит развитие материального производства).

В основу классификации Ф.Энгельс положил три основных принципа.

Во-первых, каждой из основных форм движения материи соответствует свой специфический материальный носитель. Для механической формы движения материи таким носителем является макротело (начиная с небесных тел и заканчивая крупными материальными объектами на них), для физической - молекула, для химической – атом, для биологической -. живая система (клетка), для социальной - общественный организм.

Во-вторых, Ф.Энгельс располагает формы движения материи по принципу «от простого к сложному». При этом необходимо учитывать, что нет абсолютно простого: даже механическая форма движения материи по-своему сложна, о чем свидетельствует такая наука, как теоретическая механика.

В-третьих, формы движения материи расположены в определенном порядке по генетическому принципу, то есть в порядке возникновения каждой формы из другой, ей предшествующей.

Исходные принципы данной классификации полностью сохраняют свое значение и сейчас, хотя сама классификация обогащена и развита в результате достижений науки. К новым формам движения относятся: движение в микромире, специфическим материальным носителем которого являются элементарные частицы; движение в мегамире, в чрезвычайно удаленных от нас районах; геологическая форма движения, поскольку выяснилось, что происходящие в теле Земли процессы (начиная с процессов почвообразования) крайне специфичны и не вписываются в чисто механические, физические, химические, и т.п. законы.

Всеобщими формами существования материи выступают пространство и время. Если движение, как мы видели, является единственным способом существования материи, то пространство и время, в свою очередь, выступают как необходимые формы ее существования. Какой же смысл мы вкладываем в философское понятие пространство и времени?

Пространство может быть определено как форма существования материи, характеризующая протяженности материальных объектов, порядок их расположения, расстояние между ними.

Время есть форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.

Пространство и время имеют как общие, так и отличительные свойства. К общим принадлежат: объективность (независимость от сознания человека); всеобщность (нет и не может быть ни одного явления, которое существует или существовало бы вне пространства и времени); вечность, бесконечность и относительность (зависимость от скорости). Тем не менее, при всей своей общности пространство и временя имеют отличительные свойства. Например, пространство характеризуется трехмерностью, время является одномерным; пространство обратимо, а время не обратимо; пространство равнозначно во всех направлениях, а время однонаправлено, т.е. направлено от прошлого к будущему через настоящее.

Большое мировоззренческое и методологическое значение имеет вопрос о наличии (либо отсутствии) неразрывной связи материи, движения, пространства и времени. История философий обнаруживает в связи с этим две взаимоисключающие концепции:

1. Субстанциональную, согласно которой пространство и время представляют собой самостоятельные сущности (субстанции), не зависимые от материи и не связанные друг с другом. По Демокриту, а позднее и Ньютону, пространство представляет собой нечто вроде ящика, опрокинутого на материю: есть внутри этого ящика места, заполненные материей, а есть и пустота («чистое пространство»). Исходя из концепции божественного первотолчка, Ньютон обнаруживал и «чистое время», не заполненное движением материи.

2. Реляционную (от дат. relatio - отношение), исходящую из диалектической взаимосвязи самой материи со способом (движением) и формами своего существования (пространством и временем). Одним из наиболее ярких представителей этой концепции был Г.В.Лейбниц, полемизировавший с И.Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Г.В.Лейбниц настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне их они не существуют.

Реляционная концепция может быть как материалистической так и идеалистической. С позиций материалистической реляционной концепции подходят к рассмотрению пространства и времени представители диалектического материализма. Они считают, их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает, их неразрывную связь с материей и движением.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века. Создание теории относительности было тем значительным шагов понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать представления о них.

В теории относительности время, пространство и движение рассматриваются как атрибуты, основные формы существования материи и, будучи неразрывно связанными с нею, как и сама материя (взятая в отрыве от них), не могут иметь самостоятельного существования. А мир в целом, пребывающий в постоянном движении, рассматривается как бесконечный в пространстве и во времени.

Наиболее четко и доступно эту позицию сформулировал сам Альберт Эйнштейн (1879-1955). Отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, он сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».[26]

Пространство и время как объективные формы существования материи, подобно материи не могут быть созданы или уничтожены. И поэтому мы говорим о том, что движущаяся материя вечна в пространстве и во времени, а мир, в котором мы живем, есть не что иное, как материя, которая движется, вечна во времени и пространстве.

Таким образом, развитие естествознания и техники позволило углубить конкретные знания о пространстве и времени.

Материалистическое понимание пространства и времени имеет не только научно-теоретическое, но и большое практическое значение. Вся общественная деятельность есть активное взаимодействие людей с явлениями и процессами предметного мира, обладающими определенными пространственно-временными характеристиками. Эти характеристики обусловливают способы, формы, ритм и темпы человеческой практики. Учет их необходим во всех сферах производственной и социально-политической жизни общества.

Выводы:

1. Бытие есть философская категория для обозначения всего объективно существующего огромного мира вокруг нас (природного, общественного и индивидуально-человеческого и духовного). Это - предельно-универсальная из всех возможных философских категорий, и именно этот охват мира в целом делает категорию «бытие» основополагающей в любой философской школе.

2. Категория материи является фундаментальным философским понятием. В мире нет ничего, что не было бы материей, ее продуктом или свойством. Положение философии о материи и формах ее существования, принцип материального единства мира являются теоретической и методологической основой дальнейшего развития научного познания, правильного осмысления новых открытий в природе и обществе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое онтология?

2. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

3. Какие философские концепции бытия вам известны?

4. В чем состоит жизненный и философский смысл проблемы бытия?

5. Какова судьба проблемы бытия в философии XX в.?

6. Какие формы имеет человеческое бытие?

7. Что такое субстанция?

8. Можно ли считать, что материя - это то, из чего состоят все вещи?

9. Раскройте философское содержание понятий «материя», «пространство», «время», «движение».

10. Почему прогрессивные, революционные научные открытия могут привести к кризису в науке?

11. Почему движение - это неотъемлемое свойство материи?

12. Можно ли считать движением наши мысли?

13. Что такое энергетизм?

14. Что такое пространство?

15. Какие общие и отличительные свойства пространства и времени вам известны?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: