|
|
|
Рис. 4.7. Функциональные схемы асинхронной машины
Область применения АМ с фазным ротором достаточно специфична – регулируемые электроприводы кранов, экскаваторов, механизмов металлургической промышленности. При этом регулирование скорости ω вращения ротора осуществляют, как правило, только по цепи ротора, вводя добавочные сопротивления в фазы ротора (см. рис. 4.7б) или источники э.д.с. в цепь ротора. Параметры цепи статора при этом остаются неизменными:
U 1 = const, f 1 = const. Регулирование эквивалентного сопротивления в роторной цепи иногда осуществляют с помощью тиристорного коммутатора или применяют асинхронный вентильный каскад (АВК) с рекуперацией энергии в сеть.
|
|
Среди асинхронных машин наибольшее применение нашли трехфазные асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым ротором (см. рис. 4.7а) в силу простоты конструкции, дешевизны и надежности (вследствие отсутствия контактных колец в цепи ротора).
АМ представляет собой систему магнитно-связанных обмоток, расположенных на статоре и роторе. При вращении ротора взаимное положение обмоток статора и ротора непрерывно меняется, что приводит к изменению взаимной индуктивности и, соответственно потокосцеплений статора и ротора. Математическая модель АМ при этом становится достаточно сложной [4] и требует обоснованного упрощения.
Будем полагать, что имеют место следующие допущения:
- воздушный зазор равномерен;
- насыщение магнитной цепи отсутствует;
- намагничивающие силы обмоток распределены синусоидально вдоль окружности воздушного зазора;
- обмотки статора и ротора строго симметричны и их оси сдвинуты в пространстве на 120°;
- потери на гистерезис и вихревые токи отсутствуют.
Схему замещения любой из фаз АМ можно представить в виде (рис. 4.8)
Рис. 4.8. Схема замещения асинхронной машины
Координаты и параметры схемы замещения:
U 1, I 1, f 1 – напряжение, ток фазы статора и частота тока;
E – э.д.с. вращения;
– приведенный к статорной цепи ток фазы ротора;
– ток намагничивания;
s – скольжение АД;
;
- угловая скорость вращения магнитного поля статора или синхронная скорость АМ;
;
ω – угловая скорость вращения ротора;
p – число пар полюсов АМ;
Фт - магнитный поток, создающий основной момент двигателя;
Фs1, Фs2 – потоки рассеяния;
- активное и индуктивное сопротивления статорной обмотки;
|
|
- приведенные к цепи статора активное и индуктивное сопротивления обмотки ротора;
- активное и индуктивное сопротивление магнитной цепи.
В целях упрощения описания АМ как объекта управления реальные переменные статора и ротора заменяют их проекциями на взаимно перпендикулярные оси координат, вращающиеся с произвольной скоростью . Такое преобразование координат соответствует приведению трехфазной АМ к эквивалентной двухфазной. Обобщенная двухфазная двухполюсная электрическая машина имеет по две взаимно перпендикулярнык обмотки на статоре и роторе. Уравнения для эквивалентной обмотки статора и ротора имеют вид:
|
,
где U 1, U '2 – векторы фазных напряжений статора и ротора,
I 1, I '2 – векторы токов статора и ротора,
Ψ 1, Ψ 2 – векторы потокосцеплений обмоток статора и ротора,
|
;
- индуктивности статорной, роторной обмотки и магнитной цепи.
Недостатком математической модели (4.32) является то, что она записана в разных системах координат. Первое уравнение в (4.32) – в координатах , неподвижных относительно статора, второе – в координатах , неподвижных относительно ротора. Выберем систему координат x – y, неподвижную относительно вращающегося магнитного поля статора со скоростью . Тогда уравнения (4.32) можно переписать в виде
|
.
Следует отметить, что для АД с короткозамкнутым ротором напряжение в цепи ротора равно нулю, т. е. в уравнениях (4.32, 4.34) необходимо принять .
Для определения электромагнитного момента АД используется векторное произведение потокосцепления и тока статора или ротора
. (4.35)
С учетом (4.33) последнее выражение можно переписать в виде
(4.36)
или
. (4.37)
Как и в двигателе постоянного тока, электромеханические процессы в АД описываются уравнением
, (4.38)
где J пр – приведенный к валу двигателя приведенный момент инерции электропривода.
Для описания АД как объекта управления применяют также структурные схемы и векторно-матричные модели, однако, при этом прибегают к ряду допущений и модель привязывают к способу (координатам) управления двигателем. При этом рассматривают, как правило, только режим малых отклонений координат от рабочей точки [4]. Например, при управлении АД только угловой частотой линеаризованная модель АД в относительных координатах (по отношению к номинальным значениям), по сути, не отличается от модели ДПТ, регулируемого по цепи якоря (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Структурная схема АД, управляемого частотой
напряжения статора
Обозначения параметров на схеме:
, - заданное и действительное приращения угловой частоты вращения ротора;
- относительное напряжение статора, ;
- проекция напряжения статора на действительную ось ;
- относительная частота напряжения статора, .