Цель: показать, как можно вести себя в сложной жизненной ситуации.
Метод: групповая работа.
Все встают в круг. Один из участников располагается в центре. Задача «круга» – ни при каких условиях не выпускать этого участника. Задача участника – любым способом выбраться из него.
Вопросы для обсуждения:
Для участника в круге:
· Какие чувства испытывал?
· Какие использовал средства?
· Почему удалось / не удалось выйти из круга?
Для «круга»:
· Какие чувства испытывали?
· Почему использованные средства на вас не подействовали / подействовали?
Ведущий подводит участников группы к тому, что чувствуют дети в кризисной ситуации, как себя ведут взрослые, окружающие его.
Упражнение «Чтобы сохранить жизнь…»
Цель: выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком. Обучение техники активного слушания.
Материалы: листы флипчарта, маркеры.
Инструкция: родители (законные представители), педагогические работники делятся на две группы, каждой группе раздаются листы формата А4, и просят разработать памятку «Тактика поведения родителей в разговоре с подростком».
Информирование родителей: психолог знакомит с тем, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если подростку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Психолог рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем подростков, о его приемах (пересказ, уточнение, отражение чувств и т.д.), последствиях. Активное слушание создает отношения теплоты; родители, педагоги могут «почувствовать себя в шкуре» ребенка; облегчается решение проблем подростка; у детей появляется желание прислушаться к их мнению.
Психолог знакомит с правила активного слушания:
· слушайте внимательно, обращайте внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция);
· проверяйте, правильно ли Вы поняли слова подростка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
· не давайте советов;
· не давайте оценок.
Мини-лекция «Правила общения с подростком, имеющим суицидальные наклонности» (материал представлен в главе 5).
Рефлексия тренинга
· Что нового Вы узнали сегодня?
· Что для Вас было важным, значимым?
· С каким чувством Вы заканчиваете встречу?
· Какие вопросы остались без ответа?