Создание самодисциплины с помощью свободы

Что общего во всех этих частных случаях из школьной жизни? В каждом из них содержатся штрихи, из которых складывается понятие самодисциплины: осуществление вы­бора, организация времени, постановка целей и установле­ние приоритетов, помощь и забота, слушание, социальная организация, миротворчество, доверие и (что, возможно, наи­более существенно) взаимодействие в условиях свободной и открытой учебной среды. Совокупность этих примеров дает нам представление о связи свободы и ответственности в фор­мировании самодисциплины. Учащиеся и учителя становят-




Часть III. Для учителя


Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?



ся партнерами в создании учебной среды, основанной на сво­боде выбора и праве на ошибку.

Свобода учиться базируется на специфическом понима­нии того, что есть открытая образовательная среда. Предос­тавление свободы — это не прием. Это мировоззрение. Не поверив по-настоящему в то, что ученикам можно доверять ответственность, вы не добьетесь успеха. Однако вы не може­те просто взять это мировоззрение неизвестно откуда; вы дол­жны построить его опытным путем (Rogers, 1984).

Самодисциплина начинается с малого и растет вместе с индивидом. Я содрогаюсь при мысли о трехчасовом курсе по самодисциплине, читаемом в школе или университете. Курс по самодисциплине — это курс всей жизни, а школьные уро­ки — это только малая (восемь часов в день) часть нашего жизненного опыта. Движение от внешней дисциплины к са­модисциплине требует времени. Свобода, необходимая, что-бы питать самодисциплину, — это новый опыт как для учи­телей, так и для учащихся. Пытаться сделать что-то новое — всегда риск, и учащиеся, чья свобода в прошлом подавля­лась, вряд ли смогут сразу воспользоваться новой ответствен­ностью и свободой без поддержки и поощрения.

Не ныряйте с головой в свободу, если мысль об этом вас тяготит. Лучше постепенно освобождать учащихся, чем сра­зу свалить на них всю ответственность за учение, а затем, покрываясь холодным потом, пытаться вновь завладеть ею. Это может иметь катастрофические последствия. Лучше двигаться небольшими шагами, которые вы осмыслили и можете за них поручиться, нежели сразу предоставить пол­ную свободу. Свободный ученик — это ученик, который может совершать ошибки «под свою ответственность». А это полностью меняет взгляд на то, что обычно происходит в классе. Ошибки побуждают учеников к тому, чтобы прове­рить, что же они на самом деле делают, а это наиболее цен­ный способ учения. Опыт ответственности в сочетании с учением на собственных ошибках — это основа для воз­никновения новых идей. И чем раньше ребенок получит опыт и свободы, и ответственности, тем естественнее будет протекать процесс учения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: