Что общего во всех этих частных случаях из школьной жизни? В каждом из них содержатся штрихи, из которых складывается понятие самодисциплины: осуществление выбора, организация времени, постановка целей и установление приоритетов, помощь и забота, слушание, социальная организация, миротворчество, доверие и (что, возможно, наиболее существенно) взаимодействие в условиях свободной и открытой учебной среды. Совокупность этих примеров дает нам представление о связи свободы и ответственности в формировании самодисциплины. Учащиеся и учителя становят-
Часть III. Для учителя
Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?
ся партнерами в создании учебной среды, основанной на свободе выбора и праве на ошибку.
Свобода учиться базируется на специфическом понимании того, что есть открытая образовательная среда. Предоставление свободы — это не прием. Это мировоззрение. Не поверив по-настоящему в то, что ученикам можно доверять ответственность, вы не добьетесь успеха. Однако вы не можете просто взять это мировоззрение неизвестно откуда; вы должны построить его опытным путем (Rogers, 1984).
|
|
Самодисциплина начинается с малого и растет вместе с индивидом. Я содрогаюсь при мысли о трехчасовом курсе по самодисциплине, читаемом в школе или университете. Курс по самодисциплине — это курс всей жизни, а школьные уроки — это только малая (восемь часов в день) часть нашего жизненного опыта. Движение от внешней дисциплины к самодисциплине требует времени. Свобода, необходимая, что-бы питать самодисциплину, — это новый опыт как для учителей, так и для учащихся. Пытаться сделать что-то новое — всегда риск, и учащиеся, чья свобода в прошлом подавлялась, вряд ли смогут сразу воспользоваться новой ответственностью и свободой без поддержки и поощрения.
Не ныряйте с головой в свободу, если мысль об этом вас тяготит. Лучше постепенно освобождать учащихся, чем сразу свалить на них всю ответственность за учение, а затем, покрываясь холодным потом, пытаться вновь завладеть ею. Это может иметь катастрофические последствия. Лучше двигаться небольшими шагами, которые вы осмыслили и можете за них поручиться, нежели сразу предоставить полную свободу. Свободный ученик — это ученик, который может совершать ошибки «под свою ответственность». А это полностью меняет взгляд на то, что обычно происходит в классе. Ошибки побуждают учеников к тому, чтобы проверить, что же они на самом деле делают, а это наиболее ценный способ учения. Опыт ответственности в сочетании с учением на собственных ошибках — это основа для возникновения новых идей. И чем раньше ребенок получит опыт и свободы, и ответственности, тем естественнее будет протекать процесс учения.