Дети-миротворцы

• Во дворе средней школы назревает драка между двумя учениками. Они окружены толпой школьников. Обстановка возбужденная и напряженная. Обычно в такой ситуации тол­па начинает кричать, подстрекая противников к началу дра-ки. Однако в этом случае к ребятам, настроенным на схватку, из толпы обращаются ученики, известные как посредники (медиаторы). «Пошли, драка ничего не решит», — говорит один. «Ты выше этого», — говорит другой. Послушав несколь­ко минут умиротворяющие слова посредников, противники опускают руки, и начинается энергичный разговор, в котором участвуют уже четверо. Толпа редеет, но двое посредников стараются до конца разрядить все еще сохраняющуюся на­пряженность ситуации. Вскоре конфликт разрешается, и все расходятся по своим классам.

Эти двое из толпы прошли тренинг посредников и научи­лись разряжать конфликты и ситуации, чреватые насилием, не подвергая риску собственную безопасность. Вот что они говорят о посредничестве.

«Никто не теряет лица», — объясняет один из них. Другой говорит: «Мы стараемся помочь вам решить ваши проблемы, если у вас возникают какие-либо трудности с другим челове­ком. Мы собираемся вместе и занимаемся посредничеством. Это как совет». Совет — это общешкольное собрание, которое проводится еженедельно для обсуждения различных вопро­сов и решения проблем. «Другой ученик может иногда сде­лать больше, чем учитель».

«Всегда ли это действует?» — спрашиваю я.

«Не всегда, но иногда здорово помогает», — отвечают они.

Миротворчествоважная часть самодисциплины. При том уровне насилия, о котором нас изо дня в день информи­руют СМИ, возникает настоятельная потребность в миротвор­цах. Учащимся необходимо видеть специфические ролевые модели миротворчества и ощущать преимущества поиска альтернатив насилию. Когда вместе собираются люди с раз­личными установками, ценностями и убеждениями, между ними всегда будет существовать некоторый уровень конфлик­тности. Однако конфликт может вести к большему понима­нию, а не к большей жестокости.




Часть III. Для учителя


Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?



Учащиеся-посредники усваивают несколько важных уро­ков. Первый урок: они могут положительно влиять на свою учебную среду. Второй: они получают в свое распоряжение дополнительные средства для разрешения своих собственных конфликтов с другими учащимися. Третий урок: они начи­нают понимать, что самодисциплина — следствие помощи другим в проработке их конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: