Менеджеры, замещающие учителя
• Мисс Джонсон, учительница второго класса, заболела
гриппом и осталась дома, а на замену ей пришел другой учи
тель. Ниже приводится запись того, что происходило в клас
се в течение первых пяти минут.
«Доброе утро, ребята. Меня зовут мистер Дэвис, и несколько дней я буду вашим учителем». Он замечает, что один из учащихся поднял руку: «Да?»
«Мистер Дэвис, я менеджер, замещающий учителя, и мисс Джонсон дала мне для Вас схему размещения учащихся нашего класса и краткое описание того, как работает наш класс. Сегодня я буду также Вашим ассистентом вместе с Сарой, Ланитой, Седриком и Хосе, которые позаботятся о том, чтобы отнести бланки в учительскую, раздать и собрать листы для работы. Есть и другие учащиеся — их имена перечислены на этом стенде с кармашками, — которые имеют различные обязанности в классе, на тот случай, если Вам понадобится их помощь». В отличие от других классов, где помощниками учителя становятся немногие избранные, в классе мисс Джонсон такую позицию может занять каждый ученик (Freiberg, 1994).
|
|
После занятий мистер Дэвис пишет подробное письмо мисс Джонсон о том, как замечательно вел себя ее класс. Он признается, что раньше не понимал, как столь маленькие дети могут брать на себя такую ответственность, и сообщает, что с удовольствием будет преподавать в ее классе в следующий раз.
Учимся сами
• В пять часов утра в доме заместителя директора школы
звонит телефон. Его жена снимает трубку и узнает, что мисс
Уилкокс заболела и не сможет быть сегодня в школе. Жена
заместителя директора вешает телефонную трубку и идет спать.
На протяжении почти двадцати лет мисс Уилкокс преподает всемирную историю, историю США и историю штата в сельской средней школе, где учатся дети из близлежащего городка и нескольких округов. Пройдя в летнем университете учебный курс, акцентирующий гуманистическую сторону процес-са учения и необходимость вовлекать учащихся в каждодневную активность класса, мисс Уилкокс разработала для своего класса программу под названием «Согласованное управление».
Сначала она провела собрания в каждом из семи своих классов и предложила ученикам обсудить условия, необходимые для того, чтобы всем было интересно улиться; она объяснила, что у нее есть свои потребности, также как у учащихся есть свои. Вместе они составили перечень занятий и работ, позволяющих классу функционировать в качестве такой группы, где у каждого есть возможность быть гражданином, а не туристом. Этот перечень (из 20 позиций) разослали в каждый класс, и учащиеся по собственному желанию могли получить ту или иную работу, написав соответствующее резюме и объяснив, почему именно эта позиция важна для них и как они будут выполнять данную работу. После того как каждый выбрал для себя вид работы, мисс Уилкокс провела краткий тренинг для всех учащихся, ориентирующий их в выбранных работах. Поскольку учащихся было больше, чем видов работы, она установила временной лимит для каждого вида — три недели. Все учащиеся, начинающие новую работу, некоторое время работали вместе с теми, кто занимался этой работой ранее, чтобы освоить ее специфику. И названия работ, и их описания, выработанные совместно, вывешивались на стене. Никого из учащихся никогда не увольняли с работы. Учитель просто уделял некоторое дополнительное время тем, кто испытывал трудности. Если учащийся отсутствовал, то в этот день ответственность за выполнение его работы брал на себя другой учащийся, выполнявший эту работу ранее.
|
|
То, что произошло затем, стало предметом всеобщего обсуждения. Известие о болезни мисс Уилкокс не дошло до администрации, и учитель-заместитель не был назначен. Все семь классов мисс Уилкокс собрались без нее. На каждом уроке учащиеся-фасилитаторы преподавали соответствующие темы, представляли учебные проекты, создавали дискуссион-
Часть III. Для учителя
Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?
11 Свобода учиться
ные группы и после каждого урока своевременно относили в учительскую сведения о посещаемости и письменные работы. Никто из учителей, проводивших занятия в соседних классах, никто из школьной администрации не знал, что мисс Уилкокс нет в школе. Вплоть до седьмого урока, когда по какому-то постороннему вопросу ее вызвали в учительскую, никто не понимал, что все ее классы в течение всего дня учились самостоятельно. И, несмотря на то, что администрация не придала огласке «день, когда учащиеся учились самостоятельно», слух об этом быстро распространился в школе и в сообществе в целом. Позднее мисс Уилкокс поблагодарила своих учеников за то, что они взяли на себя ответственность, проявили самодисциплину в учении и сотрудничали друг с другом в ее отсутствие. Она описала тот уровень ответственности, который могут взять на себя учащиеся, когда им предоставляется такая возможность, как одновременно приносящий удовлетворение и положительно стимулирующий.
Доверие — еще один блок в здании самодисциплины. Мисс Джонсон и мисс Уилкокс доверяли своим учащимся. Учащиеся, в свою очередь, брали на себя ответственность за работу в классе и за выполнение обычных требований школьной администрации, потому что они выполняли все обязанности по классу в течение всего учебного года. Учителя, замещавшие других, рассказывали мне, что в тех классах, где дисциплина наводится железной рукой учителя, ученики впадают в совершеннейшее неистовство, когда вместо их учителя приходит кто-то другой. Мисс Джонсон и мисс Уилкокс потратили время на установление внутренних отношений со своими учениками, и в результате каждый их учащийся без какой-либо команды со стороны взрослых мог принять на себя ответственность за то, что следует учить. Эти ученики не нуждались в приходящей няньке на весь день; они могли работать и учиться сами. В случае с мисс Уилкокс впечатляет такой момент: учительницы не было в школе на протяжении семи уроков, и никто кроме ее учащихся не знал об этом. Этот эпизод проливает свет на ту изоляцию, тот дефицит взаимодействия с коллегами, который испытывают многие учителя в течение типичного рабочего дня.