Я хотел бы прокомментировать опыт д-ра Бакхэма. Он явно испытывал двойственные чувства относительно того, должен ли этот курс быть «нашим» или «вашим», однако его действия определенно склонились в пользу последнего. Он успешно исключил себя из групповой работы и, оказавшись вне, уже не имел иной возможности вернуться, кроме как путем вмешательства. И он смущенно пошел на это. В своем отчете он указывает, что его решение прочитать лекции было «не просто реакцией на их [студентов] тревожность... или на собственное беспокойство относительно недостаточности приносимой мною пользы». Организовав неформальные встречи с гостями, он говорит о том, что ему «неловко предпринимать эту инициативу». Ясно, что он чувствовал себя не вправе проявлять активность.
Я считаю, что профессор Бакхэм совершил настоящую ошибку, исключив себя из собственного курса, но чувствую к нему большую симпатию. Мне живо вспоминается воскресный семинар с серьезной группой старшекурсников, призванный помочь им переосмыслить свои ценности в области образования. Подобно профессору Бакхэму, я заявил, что это их группа, и они могут использовать свое время по своему усмотрению. К моему огорчению, они предпочли провести его по большей части в несущественной болтовне, и у меня не было эффективного способа исправить эту ситуацию. Будь это наша группа, то мой гнев по поводу растраты драгоценного времени прозвучал бы как голос равноправного участ-
|
|
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
ника и мог бы быть услышан. А то, как все происходило, превратило те выходные в настоящую катастрофу.
В моем случае (как и в случае с д-ром Бакхэмом) ошибка состояла в чрезмерном доверии к другим. Что мне не удалось, так это доверить самому себе стать полезным членом группы. Тем самым я их обманул относительно того, какой вклад я мог бы внести. По-моему, то же можно сказать и про д-ра Бакхэма. Он упустил возможность стать соучастником и, что более важно, упустил также возможность совместно учиться.
Другим последствием исключения себя из курса была утрата той творческой стимуляции, которая возникает при полном и открытом взаимодействии членов группы. Поскольку он свои мысли и чувства держал при себе, сидя в озабоченности в своем кабинете, то и студенты реагировали так же. Они вели кое-какие групповые дискуссии, но по большей части занимались каждый сам по себе. Это замечательный способ учиться, но он мог бы быть значительно обогащен, если бы регулярно проводились встречи, на которых преподаватель выступал в качестве фасилитатора. В созданной таким образом свободной атмосфере один ум высекает искры из другого, свежее озарение одного человека побуждает множество творческих реакций у других, и динамика группового процесса стимулирует процесс обучения в целом.
|
|
Мне видится, что изоляция преподавателя от группы нанесла ущерб и ему, и другим участникам совместного учения. Неудача в организации группового опыта лишила их множества творческих озарений, которые почти наверняка могли бы появиться. Это был смелый эксперимент, проводившийся с большим вниманием к подробностям, и его результаты весьма неплохи. Но он мог бы быть гораздо более ценным для преподавателя и студентов, если б не одна ошибка в его исполнении: неспособность преподавателя отнестись к себе как к важному участнику учащейся группы.