Нетрудно представить, что проблемы не замедлили по явиться. Серьезная проблема касалась оценок. Ромею и его группе в конце концов удалось добиться такой системы, в которой оценивались лишь два параметра — вклад и участие. Иными словами, отметок как привычного способа сравнительного оценивания не стало. Другая трудность была связана с отделениями, включенными в эксперимент. Некоторые преподаватели чувствовали себя очень неуютно в отсутствие четко расписанных курсов. Поэтому эти курсы были постепенно восстановлены. По прошествии пяти с половиной лет программа приобрела двойственную форму, в рамках которой свыше 60% студентов работали в группах, ориентированных на проекты, а остальные занимались в более традиционной манере.
Трудно оценить такой далеко идущий эксперимент. Один сторонний наблюдатель отметил:
• В известном смысле (довольно узком) можно сказать, что эксперимент провалился, поскольку некоторые отделения вернулись к прежней форме преподавания. Но говорить об этом как о простом повороте назад было бы ошибкой. Вся ат-
|
|
мосфера изменилась, и это повлияло на консервативных преподавателей даже в большей мере, чем они сами могли отдать себе отчет. Более того, можно сказать, что эксперимент имел огромный успех в том смысле, что его цель — создание такой среды, которая предоставляла бы учащимся максимальный спектр возможных выборов — была достигнута... Разнообразие стилей и концепций преподавания очевидно каждому на факультете, так что у студентов возросла осознанность обучения (Sugnet, 1977. Р. 16—17).
Фактически Ромей и несколько его коллег основали альтернативный колледж в рамках довольно традиционного университета свободных наук и искусств. Более того, этот колледж был очень демократичным.
Почему же мы предпочитаем преподавать демократию, а не практиковать ее? Сегодня студенты и отделения этого альтернативного колледжа в Университете Св. Лоуренса участвуют в принятии всех важных решений. Колледж достаточно демократичен, чтобы допустить даже отклонение от инновации. Никого не принуждают к свободе. Каждый может выбрать ту форму обучения, в рамках которой чувствует себя наиболее комфортно. Поражает, насколько они отдалились от иерархической системы. Это маленькая революция, благополучно произрастающая в оболочке весьма традиционного университета. Другим это может служить примером.
Немаловажно, что за пять лет эксперимента количество студентов, специализирующихся в данной области, утроилось. Количество курсовых работ, по большей части вполне пригодных для публикации, возросло. Количество студентов, поступающих в аспирантуру, медленно, но неуклонно увеличивается. Очевидно, что по этой программе студенты учатся не только успешно, но и с удовольствием.
|
|
Творческое познание= любовь+ доверие
Элвин Уайт из колледжа Харви Мадд в Клермонте (Калифорния) — не обычный преподаватель математики. Много лет назад он описал свой эксперимент по созданию курса под названием «Вариативное исчисление». Понятия не имею, что
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
скрывается за этим названием, но сам эксперимент оцениваю как гуманистический, человекоцентрированный учебный опыт (White, 1974. Р. 128—133). Участники этого учебного процесса так сильно прогрессировали, что автор расширил его границы, обучая сотрудников отделений, а также опробуя еще более необычные идеи. В своем отчете он описывает замечательный семинар, основной целью которого было побудить студентов узнать, как мы приобретаем знания и как мы творим. Его отчет (White, 1981) содержит несколько впечатляющих моментов.
• Опыт часто дает такой огромный эффект, что позволяет человеку выводить общие принципы из частного. Если открытие истинно, то общее освещает породившее его частное.
Несколько лет назад я разделил этот счастливый опыт со студентами Массачусетского Технологического института. Воспоминания об этом по-прежнему воодушевляют меня. Отдел исследований в области образования предоставил мне статус приглашенного профессора и предложил возглавить семинар по моему выбору на протяжении весеннего семестра. Такое приглашение давало возможность рассмотреть вопросы, которые являются общими для всех дисциплин и потому никем или почти никем не изучаются. Я предложил серию вопросов:
Как люди приобретают знание? Каковы пределы определенности? В каких отношениях находятся общее и научное знание? Какова роль красоты, простоты и интуиции в творческом открытии? Наше нынешнее знание в области изящных искусств, гуманитарных и естественных наук — это наследие творческого воображения. Каким образом это наследие может влиять на образование на всех уровнях?
Были предложены для ознакомления соответствующие источники. Представлявшиеся возможности одновременно пугали и воодушевляли меня. Статус приглашенного преподавателя возбуждает отчаянную смелость.
Студентов было двенадцать. Они представляли такие области, как искусственный интеллект, биология, компьютерные науки, электроника, науки об окружающей среде, лингвистика, математика, физика и художественное творчество. Группа была междисциплинарной, или мультидисциплинарной. Наш опыт был трансдисциплинарным, или трансцендентным! Мы
прослушали и обсудили доклады о работах разных авторов, стараясь найти ответы. Однако ответ, по крайней мере относительно того, как мы приобретаем знания, содержался для нас в самом процессе и контексте.
Согласно расписанию, мы должны были собираться дважды в неделю с 9.00 до 10.30. Очень скоро выяснилось, что дискуссии затягиваются до полудня. Все отказались от других утренних занятий. Студенты приглашали своих профессоров принять участие. Те приходили с намерением тихонечко посидеть и понаблюдать, но очень скоро от их сдержанности не оставалось и следа. Один из студентов заметил, что популярность нашего семинара, вероятно, продиктована его открытостью, тем, что здесь искренне и заботливо выслушивали каждого. Любой вклад принимался безоценочно. Никого не заставляли говорить, но каждый имел возможность высказаться. Мы изучили труды Дьюи, Канта, Поланьи, Поппера, Рассела и других.
На последней неделе семестра пришло время обсудить семинар и дать ему оценку. Чем был вызван его успех? Что произошло с нами? Как мы сумели из незнакомцев превратиться в группу друзей и коллег? Похоже, нам посчастливилось участвовать в празднике длиной в семестр и, подобно очарованному наблюдателю Алена-Фурнье, мы были захвачены духом этого места. Одна студентка заметила, что это был первый курс, на котором ее присутствие «что-то значило».
|
|
Почему семинар принес такое огромное удовлетворение? Чему мы научились и что должны были бы сделать, если бы захотели снова вернуть этот дух праздника? Ответ возник неожиданно. Это был ответ на некоторые вопросы семинара и о семинаре. Ответ, который пришел в голову одному из студентов, звучал так: «Любовь и доверие».
Что означали эти слова? Понимание пришло в процессе наших исследований, а не из каких-то изученных источников. Любовь и доверие создали атмосферу праздника и явились важными компонентами процесса приобретения знаний. Припомнились случаи, когда эти компоненты отсутствовали, и тогда происходило лишь минимальное научение. Неужели любовь и доверие — это и есть тот самый ответ? Не был ли я так поражен потому, что сам получил формальное образование? Не был ли я в прошлом слишком близорук, чтобы заметить эти качества? Или на академической сцене слишком часто оживали мои воспоминания о жестокости и нечестности?
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
И я, и студенты расценивали наш опыт как реальный и исключительный. То, что это был очень редкий опыт, заставило нас ценить его. Но все же, не слишком ли такой ответ сентиментален или даже хуже?
Любовь и доверие слишком далеко отстоят от математики или электроники в той форме, в какой они преподносятся в классе. Однако если мы включены в преподавание или учение, то все предметы включают принципы интеллектуального воображения и творчества. Любовь и доверие были естественными частями нашего группового обучения. Мы собрались, привлеченные описанием семинара. Был достигнут некоторый прогресс в области понимания. Но наше понимание вышло за рамки семинара.
|
|
Возможно, мое изумление проистекало из отсутствия любви и доверия как необходимых компонентов программы любого курса или учебного текста. Программа сфокусирована на предмете. То, как мы приобретаем знание, остается за пределами предмета и потому обычно не обсуждается.
Но движение по тропе знания столь же важно, как и нахождение этой тропы. Подразумеваемая цель любого курса — приобретение знаний. Почему же не допустить, что наш семинар протекал самым естественным образом, а обучение без любви и доверия — дело противоестественное? Размышления о нашем семинаре были попыткой найти подтверждение тому, что открытие студента относительно нашего успеха было выражением общего принципа; те, кто принимает этот путь, не сентиментальны, а естественны.
Некоторым непосвященным математика представляется лишенной какого бы то ни было эмоционального содержания. Возможно, вследствие этого преподавание и освоение математики могут рассматриваться как совершенно не зависящие от эмоций. Однако недавно было открыто явление математической тревожности (Tobias, 1978). Описывая программы преодоления математической тревожности в колледжах Уэсли, Стэн-форда и Миллса, авторы сходятся во мнении, что для их успеха принципиально значимы не особенности каждого подхода, а общий элемент: тревожный студент знал, что есть некто, кто может ему помочь и верит в его способность достичь успеха. Какова бы ни была причина тревожности, избавление от нее достигалось за счет любви и доверия между людьми.
В дополнение к прочтению того, что сказано другими о знании, сам семинар явился примером того, как приобретается знание. Поощрительная, лишенная тревожности атмосфера
Часть II. Ответственная свобода
нашего семинара — это довольно простая идея, хотя осуществить ее может быть нелегко. Эта идея вовсе не принимается единодушно всеми преподавателями и студентами. Однако нам она принесла освобождение. Студенты учились с радостью, с ощущением своей личной значимости. Наши дискуссии не только служили тому, чтобы помочь запоминанию и поделиться идеями и открытиями; они проводились ради возникновения идей и открытий. Знание создавалось самим процессом наших дискуссий.