билл Ромей вынашивал идеи относительно того, каким образом может осуществляться обучение в области геологии и наук о Земле. В конце концов, он нашел возможность воплотить их в Университете Св. Лоуренса. Вот как он сам излагает свой план (Romey, 1977).
• В дискуссиях, проводившихся в Университете Св. Лоуренса, родился замысел сосредоточить обучение на людях, а не на некоем узком понятии, называемом дисциплиной. Этот замысел был принят университетом, и первоначальное обсуждение выявило готовность поддержать его воплощение. Задуманный план включал следующие элементы:
1. Взамен стандартных курсов вводится независимая рабо
та над проектами на всех уровнях, для всех студентов и отде
лений.
2. Студенты сами оценивают свою работу.
3. В качестве альтернативного средства демонстрации сво
их достижений студенты комплектуют «портфель» своих ра
бот. Экзамены традиционного типа больше не проводятся.
4. Студенты и отделения принимают полное и равноправное
участие в управлении факультетом.
5. Студенты сами определяют для себя, чему они хотели бы
научиться на факультете — когда, в какие сроки и с кем.
Предметы «геология» и «география» получают максимально
широкую трактовку.
6. Отделение совместно со студентами берет на себя от
ветственность за создание и сохранение содержательно бога
той и стимулирующей образовательной среды для пользы
каждого.
7. Факультет функционирует как открытый организм со сво
бодным доступом для каждого, независимо от того, какое фор
мальное положение тот занимает в университете.
8. Все должно протекать на договорной основе, студенты и
члены отделений должны условиться не пытаться оказывать
давление, манипулировать или контролировать кого бы то ни
было.
9. Сообщество будет стремиться создать и поддерживать от
крытые контакты, способствующие взаимному уважению.
Дружба, взаимопомощь и максимально тесные межличност
ные отношения являются общей целью.
Часть II. Ответственная свобода
Глава 7. Другие приверженцы учебной свободы
10. Каждый функционирует и как учитель, и как ученик.
11. Горизонтальная административная структура обеспечит
всем участникам равные возможности, авторитет, полномо
чия. Функция председателя — координация с целью хотя бы
минимальной интеграции горизонтально организованных
групп типа нашей в более широкие университетские структу
ры, организованные в жесткую вертикальную иерархию.
Председательство предусматривает ротацию.
12. Факультет из преимущественно профессионально ори
ентированного преобразуется в более либеральное учебное
заведение, где общим знаниям о Земле будет придаваться по
крайней мере не меньшее значение, чем профессиональной
подготовке узких специалистов в области геологии и геогра
фии. Таким образом, те, кто готовит себя к занятиям бизне
сом, политикой, музыкой, историей, лингвистикой или к лю
бой другой карьере, будут иметь возможность расширить свои
знания о Земле.