Открытие себя — путешествие длиною в жизнь

Процесс открытия, принятия и выражения себя соверша­ется не только в ходе терапии или групповой работы. У мно­гих людей нет подобного опыта, а у других он ограничен (ведь терапия или группа занимают всего лишь определенный от­резок времени). Однако для каждого из нас процесс станов­ления тем единственным в своем роде человеком, которым он является, длится всю жизнь. Я убежден, что в этом зак­лючается одна из причин того, почему столь многие читате­ли зачарованы биографической литературой. Нам нравится прослеживать, как борется человек, стремящийся стать тем, кем он может стать. Для меня такой пример — книга, кото­рую я только что закончил читать: история жизни художни-


цы Джорджии О'Киффи. В ее развитии было много этапов. В четырнадцать лет эта внутренне независимая, но внешне конформная девочка получила золотую медаль в суровой католической школе за свои подобающие леди манеры. Од­нако в шестнадцать она начала одеваться «в стиле, типич­ном для Среднего Запада, то есть носить простые, без корсе­та, женские платья фабричного производства» (в 1903 году!), и этот стиль стал характерным для нее на многие годы. Дос­тигнув двадцати девяти лет, она заперлась в своей художе­ственной студии и «с безжалостной беспристрастностью» про­анализировала все свои работы до последнего момента. Она смогла сказать, какие полотна создавались в угоду одному профессору, а какие — другому. Она сказала себе, какие кар­тины были написаны под влиянием известных художников того времени.

Затем ее озарила идея. В ее душе существовали абстракт­ные формы, неотъемлемые от ее воображения, не похожие на все то, чему ее учили. Позднее она объясняла: «Это нечто твое собственное, настолько близкое тебе, что зачастую про­сто не осознаешь, что оно есть....Я могла помыслить всю цепь вещей, которые мне хотелось зарисовать, но я никогда не за­думывалась о том, чтобы сделать это, потому что никогда не видела ничего подобного»....Она приняла решение. Именно это она и будет рисовать (Lisle, 1980. Р. 81).

И, представьте себе, это решение, принятое в зрелые годы, было первым шагом на пути ее становления как великого художника. Даже в девяностолетнем возрасте она упорно шла к своей цели, перенося на холст свои уникальные обра­зы (пустыни, выбеленных костей, гигантских и ярко окра­шенных цветов), до такой степени собственные, что любой, едва бросив взгляд на картину, понимал: «Это О'Киффи».

Подобно Джорджии О'Киффи каждый из нас — худож­ник или архитектор своей собственной жизни. Мы можем подражать другим людям, мы можем жить, угождая им, но мы можем обнаружить то, что уникально и драгоценно для нас и рисовать это, становиться этим. Это задача, которая требует всей жизни.




Часть 1. Трудности и возможности


Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 113



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: