Процесс открытия, принятия и выражения себя совершается не только в ходе терапии или групповой работы. У многих людей нет подобного опыта, а у других он ограничен (ведь терапия или группа занимают всего лишь определенный отрезок времени). Однако для каждого из нас процесс становления тем единственным в своем роде человеком, которым он является, длится всю жизнь. Я убежден, что в этом заключается одна из причин того, почему столь многие читатели зачарованы биографической литературой. Нам нравится прослеживать, как борется человек, стремящийся стать тем, кем он может стать. Для меня такой пример — книга, которую я только что закончил читать: история жизни художни-
цы Джорджии О'Киффи. В ее развитии было много этапов. В четырнадцать лет эта внутренне независимая, но внешне конформная девочка получила золотую медаль в суровой католической школе за свои подобающие леди манеры. Однако в шестнадцать она начала одеваться «в стиле, типичном для Среднего Запада, то есть носить простые, без корсета, женские платья фабричного производства» (в 1903 году!), и этот стиль стал характерным для нее на многие годы. Достигнув двадцати девяти лет, она заперлась в своей художественной студии и «с безжалостной беспристрастностью» проанализировала все свои работы до последнего момента. Она смогла сказать, какие полотна создавались в угоду одному профессору, а какие — другому. Она сказала себе, какие картины были написаны под влиянием известных художников того времени.
|
|
Затем ее озарила идея. В ее душе существовали абстрактные формы, неотъемлемые от ее воображения, не похожие на все то, чему ее учили. Позднее она объясняла: «Это нечто твое собственное, настолько близкое тебе, что зачастую просто не осознаешь, что оно есть....Я могла помыслить всю цепь вещей, которые мне хотелось зарисовать, но я никогда не задумывалась о том, чтобы сделать это, потому что никогда не видела ничего подобного»....Она приняла решение. Именно это она и будет рисовать (Lisle, 1980. Р. 81).
И, представьте себе, это решение, принятое в зрелые годы, было первым шагом на пути ее становления как великого художника. Даже в девяностолетнем возрасте она упорно шла к своей цели, перенося на холст свои уникальные образы (пустыни, выбеленных костей, гигантских и ярко окрашенных цветов), до такой степени собственные, что любой, едва бросив взгляд на картину, понимал: «Это О'Киффи».
Подобно Джорджии О'Киффи каждый из нас — художник или архитектор своей собственной жизни. Мы можем подражать другим людям, мы можем жить, угождая им, но мы можем обнаружить то, что уникально и драгоценно для нас и рисовать это, становиться этим. Это задача, которая требует всей жизни.
Часть 1. Трудности и возможности
Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 113