Мы (вероятно, все) прилагаем усилия для того, чтобы обрести свою идентичность — отыскать человека, каким ты являешься и хочешь быть. Это поистине широкомасштабный поиск: мы выбираем нашу манеру одеваться, причесываться, выглядеть; на более значимом уровне мы выбираем ценности, позицию по отношению к родителям и другим людям, к обществу, всю нашу философию жизни в целом. В наше
Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 105
время этот поиск крайне затруднен. Одна ученица колледжа говорит:
• Я в каком-то тупике. Просто иногда я думаю о жизни, и для того чтобы привести свои мысли в порядок, я общаюсь с одним парнем, который уверен, что знает, что такое жизнь. И его уверенность меня очень впечатляет, так как сама я не уверена. А затем, когда я остаюсь одна, я понимаю, что это — его ответ. Он не может быть ответом для меня. Я должна найти мой собственный. Но это трудно, особенно когда все так расплывчато и неопределенно.
Я считаю, что сегодня проблема поиска своего подлинного Я (своей идентичности) имеет гораздо большую остроту, чем это было в прошлом. На протяжении почти всей истории практически не имело никакого значения, найдет себя индивид или нет, потому что та идентичность, с которой он жил, определялась для него извне (и, возможно, его жизнь была даже более комфортной, если он не находил себя). Интересно представить жизнь в феодальные времена. От вассала ожидалось, что он, как и его дети, будет вассалом всю жизнь. Взамен ему позволялось влачить жалкое существование, отдавая весь свой труд на обеспечение хозяина феодального поместья, который в свою очередь защищал его. Дворянин был также ограничен, правда, гораздо более роскошным способом. Он нес ответственность за своих подданных, а его дети должны были наследовать и продолжать исполнять эту его роль. В нашей собственной стране на протяжении одного из темных периодов ее истории раб всегда оставался рабом, а господин — господином. Трудности, связанные с отказом от этих ролевых идентичностей, все еще продолжают болезненно ощущаться нами. Мы не должны закрывать глаза на тот факт, что ригидность определенной роли, представляющаяся нам сейчас невероятно ограничивающей, делала жизнь во многих отношениях проще. Сапожник знал, что он и его сыновья всегда будут сапожниками; его жена знала, что она и ее дочери всегда будут прежде всего служанками своих мужей. Почти полное отсутствие выбора, как ни странно, давало людям тот род безопасности, который для нас остался в прошлом. Возможно, одна из немногих понятных нам
|
|
Часть 1. Трудности и возможности
аналогий этого уклада — военная служба в мирное время. Многие мужчины и женщины склонны принимать армейскую жизнь с чувством большего удовлетворения, нежели полагали возможным. От военнослужащих не ждут принятия решений; им говорят, что носить, как себя вести, где жить и что делать. Они могут сколько угодно жаловаться и при этом не испытывать ответственности за сбою жизнь. Идентичность им дана, им сказано, кто они; и мучительный личный поиск, через который должно проходить большинство из нас, оказывается для них аннулированным (по крайней мере, на время).
|
|
Итак, я полагаю, что поиск человеком своего подлинного Я есть исключительно современная проблема. Жизнь индивида больше не определяется (хотя и подвергается влиянию) его семьей, социальным классом, цветом кожи, религиозной или национальной принадлежностью. Ища свою идентичность, мы несем свое собственное бремя. Я убежден, что от этого мучительного поиска сегодня не страдает только тот, кто добровольно отказывается от своей индивидуальной идентичности в пользу некоторой организации (или института), определяющей цели, ценности, философию, которым надо следовать. Например, человек может полностью посвятить себя какой-нибудь строгой религиозной секте, уверенно отвечающей на все вопросы, или строгой идеологии (не важно, революционной или реакционной), определяющей его философию, стиль жизни и действия; человек может полностью отдать себя науке, производству или традиционному образованию (хотя все эти области сильно различаются по степени жесткости своих установлений); или, как я уже говорил, он может связать свою жизнь с армией. Я вполне могу понять причины, побуждающие индивидов вырабатывать подобные убеждения; среди них стремление к удовлетворенности, безопасности, достижению определенного комфорта. Переход от конформности к свободе создает сильное ощущение дисбаланса и дискомфорта. И, тем не менее, я подозреваю, что большинство молодых людей предпочитает нести тяжкое бремя выбора собственной уникальности — эту неотъемлемую составляющую поиска и открытия подлинно-
Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 107
го себя. Я это понимаю, поскольку это и мой выбор. Вместе с тем очень многие люди, пытающиеся выяснить свое подлинное Я, боятся, что это «выясненное Я>> окажется ничтожным, странным, злым или ужасным созданием. Нечто похожее на этот страх выразил один школьник:
• Я чувствую, что моя душа открыта и похожа на воронку. В верхней части что-то искрит и ярко вспыхивает, а внизу темно. И мне страшно спускаться вниз, потому что я боюсь того, что могу там найти. И я пока не собираюсь этого делать.
Эта установка на самом деле очень широко распространена.