Есть несколько путей, по которым идут индивидуумы, желающие стать самими собой. Для некоторых людей, чья жизнь была сильно деформирована или изуродована в раннем детстве, поиск подлинного себя и опоры в самом себе может быть продолжительным и болезненным. Другие, более счастливые, уже встали на этот путь, и им легче. Люди, сильно напуганные риском, сопряженным с поиском, стремятся зафиксировать себя такими, какие они есть, и не вступать на дорожки, ведущие в неизведанные края. Я кратко опишу отдельные пути, на которые отваживаются вступить люди, ищущие свое подлинное Я.
Один путь: консультирование. Все больше и больше людей в наше время в поисках себя прибегают к консультированию и психотерапии. Успех этого рискованного предприятия во многом зависит от того, каким человеком является терапевт и каковы его установки. Я и мои коллеги вычленили три установки (три способа бытия), особенно важные для терапевтического отношения; всесторонние исследования подтвердили это наше убеждение. Первая установка — подлинность (искренность) терапевта. Он таков, каким представляется. Его внутреннее бытие соответствует его внешнему проявлению. Вторая установка — бескорыстная, безоценочная забота — разновидность любви, создающая атмосферу безопасности для человека, ищущего помощи. Третья — способность слушать весьма особым эмпатическим способом,
приводящим к принимающему пониманию внутреннего мира клиента. Это чувство что ты полностью понят и при этом не подвергнут оценке — драгоценный опыт, дающий клиенту возможность двигаться вперед. Однако это описание сделано со стороны консультанта или терапевта. Я должен указать: то, что я описываю, представляет собой процесс, который может продолжаться до своего завершения недели, месяцы или даже годы.
Вот отрывок из письма Мелани — 24-летней учительницы. Она прочла одну из моих книг и написала мне о том, как она на нее подействовала:
• Я открыла для себя новую жизнь, переполненную чувствами и событиями. Я нашла в самой себе силы любить других людей, понимать их, чтобы помочь им стать более уверенными и независимыми. Вернувшись к преподавательской работе, я стала получать радость от наблюдений за детьми, которые, оказавшись в подходящей атмосфере, прорываются сквозь свои защиты и тянутся вверх, рискуют перекинуть мост от своей изолированности к моей.
Я думаю, что это хорошая иллюстрация того, как важно встретить доверие, принятие и любовь со стороны кого-то другого, когда ты сам становишься отдельным человеком, ощущающим свое право быть собой. Ясно, что теперь Мелани предлагает своим учащимся подобный тип отношений в той атмосфере, которую она создает в школе.
Другой путь: учебная группа. Все более распространяются интенсивные группы (они существуют под множеством различных названий), в которых люди приобретают межличностный опыт определенного типа. Группы, более всего отвечающие нашему интересу, проводятся в связи с университетскими курсами и преследуют множество целей, включая создание для учащегося благоприятной возможности развития, понимания и принятия своего Я. Многие медицинские вузы проводят подобные группы для студентов-первокурсников. Многие фирмы организуют группы людей, принимающих участие во всевозможных совместных походах. В Пре-скотте (штат Аризона) преподаватели колледжа отправляют-
Часть 1. Трудности и возможности
Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 109
ся вместе со своими первокурсниками в 17—19-дневный групповой поход. Государственные школы, которые также стремятся к переменам, включают интенсивные группы в качестве одной из частей процесса преобразования.
Группы, проводящиеся во время каникул, обычно включают в себя учащихся, преподавателей и представителей администрации. Замужних и женатых студентов желательно приглашать в группы вместе с их супругами. Занятия в группах проводятся вдали от студенческих городков в неформальных, похожих на походные условиях. Если в такой группе есть опытный фасилитатор, владеющий установками, подобными описанным ранее применительно к психотерапевту, результаты групповой работы оказываются очень значимыми для большинства участников. У них устанавлива-ются прочные, личные, равные отношения с преподавателя-ми и дружеские отношения с другими учащимися; они про-(двигаются в обнаружении того, кем они являются за сво-ими обычными фасадами. Я и многие другие преподаватели включали подобный опыт интенсивной группы в качестве части учебного курса. Я предпочитаю проводить две группы (обе в выходные дни) — одну в самом начале учебного курса и вторую ближе к его концу. Приведу несколько примеров из опыта работы с курсом в 30 учащихся, где трое бывших студентов ассистировали мне в качестве фасилитаторов. Я отобрал высказывания, имеющие отношение к обнаружению своего истинного Я:
• Мне всегда хотелось быть любимым, принятым, ценимым, но я чувствовал, что все это может быть обусловлено только определенными ценностями других людей, так что я ничего не мог поделать, а как и что я чувствовал, не имело значения. В нашей первой группе встреч я как-то путался, но мне было хорошо, когда я рассказывал о своих глубоких личностных проблемах, когда получаемая мною обратная связь была мне приятна, когда я пытался честно посмотреть на самого себя. Но после всего этого я обнаружил, что, может быть, и не был действительно собой до конца. Может быть, был другой я, которому было что сказать, но имел ли он право высказаться?.. [Далее он рассказывает, как начал выражать свои чувства]...Здесь я искренне рассказывал другим людям, как и
что я действительно чувствую, постоянно осознавая, что я ощущаю в каждый момент времени. Сейчас, когда я пишу это, я так волнуюсь, что почти готов заплакать.
Я чувствую, что определенно ухожу от «долженствований» и от того, чтобы удовлетворять чьим бы то ни было ожиданиям: я вовсе не обязан всегда и всем нравиться, я могу стать самим собой и действительно осознаю то, что переживаю, и в этом нет никакого преступления, и я на самом деле имею некоторые права. По правде говоря, это значительное изменение в некоторых моих личных ценностях. Я обнаружил, что все больше продвигаюсь к тому, чтобы доверять самому себе, хотя это сразу не получится и потребует времени.
• После семинара встреч я все время открыт и более ясно,
более глубоко и более осмысленно воспринимаю себя, жену и
детей, работу. У меня постоянно возникают идеи, мысли,
эмоциональные озарения, продвигающие меня вперед, ко все
более свободному и открытому образу действий во всех этих
областях. Я приписываю данные изменения опыту, получен
ному в ходе семинара.
• По мере того, как я размышляю о впечатлениях, полу
ченных мною в малых группах, я понимаю, что у меня сфор
мировалось нечто вроде узконаправленного восприятия; то
есть я отфильтровывал все то, что не соответствовало моему
представлению о том, каким «должно быть» то или это.
Члены малой группы помогли мне увидеть мое неразумное поведение, не только потому, что указывали мне на него, но за счет того, что были открыты и взаимодействовали друг с другом....По мере того, как групповые занятия приближались к завершению, я начал чувствовать себя лучше. У меня появилось желание рассмотреть мою проблему в позитивном ключе, и, проделав это, я узнал, что то, чего я боялся на протяжении пяти лет, на самом деле не было настолько важным.
После опыта, полученного в группе, я убежден, что смогу принять самого себя. Я прекрасно осознаю, что для этого потребуется время, но я чувствую: научившись быть менее критичным в отношении самого себя, я стану счастливее. Я уверен, что этот учебный курс помог мне в этом.
• Я отчетливо осознал тот факт, что пытался оправдывать
себя. Я не обязан оправдываться. Все, что я на самом деле
должен делать, то есть единственное, за что я несу ответ
ственность, — это быть самим собой. А я дорожу тем челове
ческим, что есть во мне: моей потребностью в зависимости,
моими тревогам, моим желанием самоутвердиться, моими не-
Часть 1. Трудности и возможности
Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 111
умелостью и ограниченностью, а так же и моими теплыми чувствами к другим людям, моими знаниями, моими способностями, моим достоинством, моим потенциалом.
Но не каждый выигрывает от подобного группового опыта. В этом же классе был один негативный ответ:
• Моя негативная реакция на данный курс объясняется тем, что лично я был подавлен, когда увидел, как много в нашей группе людей по-настоящему неблагополучных, имеющих такие глубокие и сложные личностные расстройства, с которыми, боюсь, они никогда не смогут справиться. С другой стороны, я, конечно, испытал благодарное чувство, что не нахожусь в их положении, но почему-то это чувство не помогает мне преодолеть озабоченность, возникшую у меня в эти воскресные дни: с каким же множеством неблагополучных людей мы соучаствуем в этой жизни... Сам я не получил никакой помощи от этих групповых встреч... но я признаю, что они имеют огромную ценность для моих неблагополучных товарищей.
Возможно, эти высказывания студентов (за исключением последнего) свидетельствуют о продвижении, которое может совершить индивид по направлению к тому, чтобы обнаружить свое более глубокое, более достоверное Я и быть им.