Путь к себе

Есть несколько путей, по которым идут индивидуумы, желающие стать самими собой. Для некоторых людей, чья жизнь была сильно деформирована или изуродована в ран­нем детстве, поиск подлинного себя и опоры в самом себе может быть продолжительным и болезненным. Другие, бо­лее счастливые, уже встали на этот путь, и им легче. Люди, сильно напуганные риском, сопряженным с поиском, стре­мятся зафиксировать себя такими, какие они есть, и не всту­пать на дорожки, ведущие в неизведанные края. Я кратко опишу отдельные пути, на которые отваживаются вступить люди, ищущие свое подлинное Я.

Один путь: консультирование. Все больше и больше лю­дей в наше время в поисках себя прибегают к консультиро­ванию и психотерапии. Успех этого рискованного предприя­тия во многом зависит от того, каким человеком является терапевт и каковы его установки. Я и мои коллеги вычлени­ли три установки (три способа бытия), особенно важные для терапевтического отношения; всесторонние исследования подтвердили это наше убеждение. Первая установка — под­линность (искренность) терапевта. Он таков, каким пред­ставляется. Его внутреннее бытие соответствует его внешне­му проявлению. Вторая установка — бескорыстная, безоце­ночная забота — разновидность любви, создающая атмосфе­ру безопасности для человека, ищущего помощи. Третья — способность слушать весьма особым эмпатическим способом,


приводящим к принимающему пониманию внутреннего мира клиента. Это чувство что ты полностью понят и при этом не подвергнут оценке — драгоценный опыт, дающий клиенту возможность двигаться вперед. Однако это описание сдела­но со стороны консультанта или терапевта. Я должен ука­зать: то, что я описываю, представляет собой процесс, кото­рый может продолжаться до своего завершения недели, ме­сяцы или даже годы.

Вот отрывок из письма Мелани — 24-летней учительни­цы. Она прочла одну из моих книг и написала мне о том, как она на нее подействовала:

• Я открыла для себя новую жизнь, переполненную чув­ствами и событиями. Я нашла в самой себе силы любить дру­гих людей, понимать их, чтобы помочь им стать более уверен­ными и независимыми. Вернувшись к преподавательской ра­боте, я стала получать радость от наблюдений за детьми, ко­торые, оказавшись в подходящей атмосфере, прорываются сквозь свои защиты и тянутся вверх, рискуют перекинуть мост от своей изолированности к моей.

Я думаю, что это хорошая иллюстрация того, как важно встретить доверие, принятие и любовь со стороны кого-то другого, когда ты сам становишься отдельным человеком, ощущающим свое право быть собой. Ясно, что теперь Мела­ни предлагает своим учащимся подобный тип отношений в той атмосфере, которую она создает в школе.

Другой путь: учебная группа. Все более распространяют­ся интенсивные группы (они существуют под множеством различных названий), в которых люди приобретают межлич­ностный опыт определенного типа. Группы, более всего отве­чающие нашему интересу, проводятся в связи с университет­скими курсами и преследуют множество целей, включая со­здание для учащегося благоприятной возможности разви­тия, понимания и принятия своего Я. Многие медицинские вузы проводят подобные группы для студентов-первокурсни­ков. Многие фирмы организуют группы людей, принимаю­щих участие во всевозможных совместных походах. В Пре-скотте (штат Аризона) преподаватели колледжа отправляют-





Часть 1. Трудности и возможности


Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 109


ся вместе со своими первокурсниками в 17—19-дневный груп­повой поход. Государственные школы, которые также стре­мятся к переменам, включают интенсивные группы в каче­стве одной из частей процесса преобразования.

Группы, проводящиеся во время каникул, обычно вклю­чают в себя учащихся, преподавателей и представителей ад­министрации. Замужних и женатых студентов желательно приглашать в группы вместе с их супругами. Занятия в груп­пах проводятся вдали от студенческих городков в нефор­мальных, похожих на походные условиях. Если в такой группе есть опытный фасилитатор, владеющий установками, подобными описанным ранее применительно к психотера­певту, результаты групповой работы оказываются очень зна­чимыми для большинства участников. У них устанавлива-ются прочные, личные, равные отношения с преподавателя-ми и дружеские отношения с другими учащимися; они про-(двигаются в обнаружении того, кем они являются за сво-ими обычными фасадами. Я и многие другие преподаватели включали подобный опыт интенсивной группы в качестве части учебного курса. Я предпочитаю проводить две группы (обе в выходные дни) — одну в самом начале учебного курса и вторую ближе к его концу. Приведу несколько примеров из опыта работы с курсом в 30 учащихся, где трое бывших студентов ассистировали мне в качестве фасилитаторов. Я отобрал высказывания, имеющие отношение к обнаружению своего истинного Я:

• Мне всегда хотелось быть любимым, принятым, ценимым, но я чувствовал, что все это может быть обусловлено только определенными ценностями других людей, так что я ничего не мог поделать, а как и что я чувствовал, не имело значения. В нашей первой группе встреч я как-то путался, но мне было хорошо, когда я рассказывал о своих глубоких личностных проблемах, когда получаемая мною обратная связь была мне приятна, когда я пытался честно посмотреть на самого себя. Но после всего этого я обнаружил, что, может быть, и не был действительно собой до конца. Может быть, был другой я, которому было что сказать, но имел ли он право высказать­ся?.. [Далее он рассказывает, как начал выражать свои чув­ства]...Здесь я искренне рассказывал другим людям, как и


что я действительно чувствую, постоянно осознавая, что я ощущаю в каждый момент времени. Сейчас, когда я пишу это, я так волнуюсь, что почти готов заплакать.

Я чувствую, что определенно ухожу от «долженствований» и от того, чтобы удовлетворять чьим бы то ни было ожидани­ям: я вовсе не обязан всегда и всем нравиться, я могу стать самим собой и действительно осознаю то, что переживаю, и в этом нет никакого преступления, и я на самом деле имею не­которые права. По правде говоря, это значительное измене­ние в некоторых моих личных ценностях. Я обнаружил, что все больше продвигаюсь к тому, чтобы доверять самому себе, хотя это сразу не получится и потребует времени.

• После семинара встреч я все время открыт и более ясно,
более глубоко и более осмысленно воспринимаю себя, жену и
детей, работу. У меня постоянно возникают идеи, мысли,
эмоциональные озарения, продвигающие меня вперед, ко все
более свободному и открытому образу действий во всех этих
областях. Я приписываю данные изменения опыту, получен­
ному в ходе семинара.

• По мере того, как я размышляю о впечатлениях, полу­
ченных мною в малых группах, я понимаю, что у меня сфор­
мировалось нечто вроде узконаправленного восприятия; то
есть я отфильтровывал все то, что не соответствовало моему
представлению о том, каким «должно быть» то или это.

Члены малой группы помогли мне увидеть мое неразумное поведение, не только потому, что указывали мне на него, но за счет того, что были открыты и взаимодействовали друг с другом....По мере того, как групповые занятия приближа­лись к завершению, я начал чувствовать себя лучше. У меня появилось желание рассмотреть мою проблему в позитивном ключе, и, проделав это, я узнал, что то, чего я боялся на про­тяжении пяти лет, на самом деле не было настолько важным.

После опыта, полученного в группе, я убежден, что смогу принять самого себя. Я прекрасно осознаю, что для этого по­требуется время, но я чувствую: научившись быть менее кри­тичным в отношении самого себя, я стану счастливее. Я уве­рен, что этот учебный курс помог мне в этом.

• Я отчетливо осознал тот факт, что пытался оправдывать
себя. Я не обязан оправдываться. Все, что я на самом деле
должен делать, то есть единственное, за что я несу ответ­
ственность, — это быть самим собой. А я дорожу тем челове­
ческим, что есть во мне: моей потребностью в зависимости,
моими тревогам, моим желанием самоутвердиться, моими не-





Часть 1. Трудности и возможности


Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 111


умелостью и ограниченностью, а так же и моими теплыми чув­ствами к другим людям, моими знаниями, моими способнос­тями, моим достоинством, моим потенциалом.

Но не каждый выигрывает от подобного группового опы­та. В этом же классе был один негативный ответ:

• Моя негативная реакция на данный курс объясняется тем, что лично я был подавлен, когда увидел, как много в нашей группе людей по-настоящему неблагополучных, имею­щих такие глубокие и сложные личностные расстройства, с которыми, боюсь, они никогда не смогут справиться. С дру­гой стороны, я, конечно, испытал благодарное чувство, что не нахожусь в их положении, но почему-то это чувство не помо­гает мне преодолеть озабоченность, возникшую у меня в эти воскресные дни: с каким же множеством неблагополучных людей мы соучаствуем в этой жизни... Сам я не получил ни­какой помощи от этих групповых встреч... но я признаю, что они имеют огромную ценность для моих неблагополучных то­варищей.

Возможно, эти высказывания студентов (за исключением последнего) свидетельствуют о продвижении, которое может совершить индивид по направлению к тому, чтобы обна­ружить свое более глубокое, более достоверное Я и быть им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: