Расчеты в порядке инкассо (инкассовые поручения)

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются банком, который является получателем средств (за организацию) банку плательщика.

Банк получатель средств представляет в банк плательщика указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов (реестр – перечень документов с указанными сумма в нем), составляемом в двух экземплярах.

До представления документов в банк плательщика банк получатель должен проверить все документы (все реквизиты, все строки). После проверки правильности заполнения документов на них проставляется штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра (общего списка документов) и возвращаются получателю средств (организации), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка. Один экземпляр реестра с непринятыми документами возвращают получателю (организации), второй экземпляр реестра с проверенными документами остается в банке.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования и инкассовые поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку. Банк плательщика обязан известить банк получателя о помещении расчетных документов в картотеку. Извещение направляется банком плательщика банку получателя не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. Банк получатель доводит извещение о постановке в картотеку до клиента.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению либо извещения о постановке в картотеку банк получателя направляет в банк плательщика запрос о причине неоплаты указанных расчетных документов не позже рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа.

Инкассовое поручение (форма N 0401071). является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Мемориальные ордера используются при оформлении внутрибанковских операций, в том числе операций с клиентами, если движение средств происходит внутри баланса банка и документ составляется самим банком.

Регистрами по учету операций по расчетному счету являются: выписка банка, ведомости движения средств на расчетном счете или журнал-ордер 2 и ведомость 2.

Обо всех изменениях расчетного счета банк извещает своего клиента (организацию) выписками из расчетного счета. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других организаций и фирм, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные самой организацией.

Выписка из расчетного счета – второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ей банком. Сохраняя денежные средства организации, банк считает себя должником организации (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списание, выдача наличными) – по дебету.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается, подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета справа от соответствующей суммы и порядковые номера приложенных оправдательных документов – слева. Выписка банка сшивается с оправдательными документами и служит для составления журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 по счету 51 «Расчетные счета». Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Выписка из банка является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. Она дает достоверную информацию бухгалтеру о состоянии счета и движении средств по счету организации.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется с помощью счета 51 активный, по дебету поступление, по кредиту списание, сальдо – наличие денежных средств на расчетном счете.

Источники поступления денежных средств на расчетный счет: за реализацию продукции, основных средств, имущества; из кассы; от дебиторов (заказчики, покупатели, подотчетные лица); от учредителей в счет уставного капитала; зачислены кредиты, займы, средства целевого финансирования и т.д.

Основные бухгалтерские записи по поступлению денежных средств:

Д 51 К 90, 91 – поступила выручка за реализацию продукции, основных средств и прочего имущества;

Д 51 К 50 – поступили денежные средства из кассы;

Д 51 К 62 – поступили денежные средства от покупателей и заказчиков;

Д 51 К 75 – поступили взносы учредителей в уставный капитал;

Д 51 К 76 – погашена дебиторская задолженность;

Д 51 К 66, 67 – зачислены краткосрочные, долгосрочные кредиты и займы

Д 51 К 86 – зачислены средства целевого финансирования.

Денежные средства могут перечисляться с расчетного счета по разным направлениям: банку в счет погашения задолженности по кредитам и займам, поставщикам и подрядчикам в счет погашения кредиторской задолженности, бюджету в счет погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, фонды в счет погашения кредиторской задолженности по социальному страхованию (обеспечению), работникам организации в счет погашения кредиторской задолженности по оплате труда, учредителям в счет погашения дебиторской задолженности учредителям организации и т.д.

Основные бухгалтерские записи по списанию денежных средств с расчетного счета:

Д 66,67 К 51 – погашена задолженность по кредитам и займа;

Д 60 К 51 – погашена задолженность поставщикам и подрядчикам;

Д 68 К 51 – погашена задолженность перед бюджетом по налогам и сборам;

Д 69 К 51 – погашена задолженность перед внебюджетным фондом;

Д 70 К 51 – погашена задолженность перед работниками организации по оплате труда;

Д 75 К 51 – погашена задолженность перед учредителями по выплате дивидендов;

Д 76 К 51 - перечислены деньги прочим кредиторам.

Термин "аккредитив" встречается во многих языках, но при переводе имеет разное значение. Например, akkreditiv в переводе с немецкого означает "полномочие на какие-либо действия", английское letter of credit - понимается не только как "расчетный документ", но и как "аккредитивное обязательство"*(1), французский вариант accredtif дословно означает "доверительный". Из вышеизложенного видно, что единства в переводе данного определения нет.

Параграф 3 (ст. 867-873) Гражданского кодекса РФ четкого определения, что же такое аккредитив, не дает, он лишь говорит о том, каким образом осуществляется механизм расчетов. В литературе, например, можно встретить такие определения термина "аккредитив":

- это денежное обязательство банка, выставляемое на основании поручения его клиента в пользу клиента иногороднего банка; по своей природе является сделкой, обособленной от договора купли-продажи или иных договоров*(2);

- это средство передачи фондов или способ расчетов; он облегчает расчеты, позволяя производить их в нескольких местах без увеличения числа банков-корреспондентов*(3).

Это только некоторые из определений, в целом можно выделить несколько точек зрения на правовую природу аккредитива:

- расчетная операция;

- сделка (можно сказать, условная сделка);

- условное денежное обязательство;

- ценная бумага;

- обязательство об исполнении третьему лицу;

- самостоятельный договор, отношения по которому строятся по принципу договора в пользу третьего лица;

- разновидность договора комиссии и др.

Виды аккредитивов:

В специализированной литературе можно встретить следующую классификацию:

1. Покрытый (депонированный) - это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие за счет плательщика либо за счет предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента).

2. Непокрытый (гарантированный) - это аккредитив, при открытии которого исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (при наличии корреспондентских отношений).

3. Документарный аккредитив - любая сделка, как бы она ни была названа, в силу которой покупатель дает письменное указание своему банку выплатить (со счета покупателя) продавцу определенную сумму денег в пределах оговоренного времени после предоставления последним документов, указанных покупателем.

Документарный аккредитив может быть как отзывным (ст. 869 ГК РФ), так и безотзывным (ст. 868 ГК РФ).

4. Отзывный аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.

5. Безотзывный аккредитив - это аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.

6. Неподтвержденный безотзывный документарный аккредитив означает, что продавец представляет документы авизующему банку полностью в соответствии с условиями аккредитива, но оплата авизующим банком будет произведена только после получения компенсации от банка-эмитента.

7. Подтвержденный безотзывный документарный аккредитив необходим при проведении торговых операций со страной, где наблюдается нестабильная политическая или экономическая ситуация, продавец может потребовать подтверждения аккредитива для дополнительной безопасности законного и обязательного совершения расчетов от известного ему банка в собственной стране.

8. Акцептованный аккредитив (иногда именуемый также срочным аккредитивом) отличается тем, что по его условиям продавец выписывает тратту на имя авизующего/подтверждающего банка с требованием оплаты на определенную дату в будущем в течение фиксированного времени, т.е. вместо получения немедленной оплаты тратта будет возвращена продавцу с акцептующей надписью на лицевой стороне, сделанной банком.

Несмотря на большое количество видов аккредитивов, на территории Российской Федерации можно открыть лишь отзывный, безотзывный, покрытый или непокрытый аккредитивы, реже встречаются револьверные аккредитивы.

Все это связано с нормативно-правовым регулированием данного вопроса, а также ввиду того обстоятельства, что широкое распространение в предпринимательском обороте имеют лишь платежные поручения, а платежные требования, инкассовые поручения, чеки и аккредитивы используются достаточно редко.

Банк, открывающий аккредитив (банк-эмитент), имеет обязательство по отношению к покупателю - произвести оплату против правильно представленных документов, указанных в условиях аккредитива, а также обязательство по отношению к продавцу, который имеет право получить оплату против правильно представленных документов. И этим все обязательства банка исчерпываются.

Основные этапы при осуществлении сделки с помощью аккредитива:

1. После согласования между покупателем и продавцом условий сделки покупатель обращается в свой банк для открытия аккредитива в пользу продавца.

2. Банк покупателя, выдающий аккредитив, осуществляет подготовку к выдаче аккредитива, включающего в себя все указания покупателя в отношении отгрузки товара продавцом и документации, предоставляемой продавцом, после чего высылает аккредитив в корреспондирующий банк (банк-консультант) по месту нахождения продавца.

3. Продавец может потребовать, чтобы в качестве банка-консультанта выступал какой-то определенный банк, или банк покупателя может выбрать для данной операции какой-то из связанных с ним банков (далее - банк продавца) по месту нахождения. После чего банк продавца направляет аккредитив продавцу.

4. Продавец, тщательно изучив все условия, выдвинутые в аккредитиве, извещает покупателя о том, может ли он выполнить все требования покупателя и в случае невозможности выполнения каких-либо пунктов просит внести изменения в аккредитив. Окончательно согласовав условия сделки, продавец подготавливает товар и организует его отправку по месту нахождения покупателя.

5. После отгрузки товара продавец получает коносамент и иные документы (в число требуемых документов обычно входят коносамент, коммерческий инвойс, сертификат происхождения, иногда сертификат осмотра), которые он должен предоставить покупателю по условиям аккредитива. Иногда некоторые из документов необходимо получить еще до отгрузки товара.

6. Направив документы в свой банк, продавец сообщает о полном выполнении условий аккредитива, а банк продавца, проверив документы на соответствие, направляет их в банк покупателя. В случае если аккредитив является безвозвратным и подтверждаемым, продавцу гарантируется оплата, со стороны его банка.

7. После получения банком покупателя всех документов, он (банк) извещает об этом покупателя, который в свою очередь должен их проверить, удостоверить своей подписью и произвести платеж. Перечисление денежных средств дает право на получение документов, которые обеспечивают их держателю право собственности на товар.

8. Банк покупателя производит платеж банку продавца, который в свою очередь производит выплату продавцу.

Переводы денег от покупателя банку, от банка покупателя в банк продавца и от банка продавца продавцу могут осуществляться одновременно с обменом документами или в соответствии с заранее согласованной процедурой.

Основные бухгалтерские записи при расчетах аккредитивами:

Д 55/1 К 51 – открыт аккредитив на сумму фактически зачисленных средств;

Д 76 К 51 – оплачены услуги банка по счету;

Д 10(16) К 75 – списаны услуги банка по счету банка;

Д 19 К 60 – выделен НДС по счету-фактуре поставщика;

Д 10 К 60 – отражены затраты на приобретение по счету-фактуре поставщика;

Д 68 К 19 – НДС по материалам принят к возмещению из бюджета по счету-фактуре поставщика;

Д 60 К 55/1 – оплачен счет поставщика путем закрытия аккредитива;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: