к. пед. н., доцент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена. https://akmeo.ru/index.php?id=127
Технология педагогического проектирования – это способ освоения и преобразования образовательной среды, шире – действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.
Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения. В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики. В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда. < … >
|
|
В условиях социально-экономических перемен прямое наследование и копирование социального опыта предшествующих поколений, ставка на пассивное усвоение знаний и навыков, во многом оторванных от реальной действительности и подлинных, жизненных интересов и проблем обучающихся становится, во многом, бесполезной.
Повышается уровень «технологичности» производства, услуг, жизни вообще как общемировая тенденция. Следовательно, актуальной для каждого становится задача повышения уровня «технологичности» собственной жизнедеятельности, обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов, вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности. Именно в этот момент снова стали актуальными идеи об «обучении с помощью проектов». < … >
Почему мы идем этим путем? Потому что современному обществу нужны качественно новые характеристики конкурентоспособных образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, практико- и жизненноориентированность, ценностносообразность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной сфере. Требуются новые смыслы педагогическим традициям, не утратившим актуальности, переосмысление имевшегося и когда-то отвергнутого опыта.
|
|
В традиционной же педагогике приоритет отдается знаниям, умениям и навыкам, что приводит к чрезмерному интеллектуализму, а в результате – к господству технократического мышления, для которого характерен приоритет средства над целью, частной цели над смыслом и человеческими интересами и потребностями, техники над человеческими ценностями. Следствие – отрыв образования от культуры. Современное же понимание сущности образования связывается с понятием культуры. О. Е. Лебедев дает следующее определение образования. «Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества».
Общеизвестно, что личность формируется в деятельности. «Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей». < … >
При этом, приступая к обучению педагогическому проектированию, мы опираемся на следующие основные концептуальные положения, которые своим источником имеют смену образовательной парадигмы, произошедшую в связи со сменой типа культурно- исторического наследования:
· в рамках новой парадигмы проектируются педагогические условия, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и содействующие их собственному становлению;
· принципиальным является положение о диверсификации средств освоения культуры субъектами образовательного процесса, критериальном характере отбора альтернативных средств, вероятностном характере возможных решений;
· ориентацию проектирования на те изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не на сам по себе разрабатываемый проект;
· отказ от знаниецентризма в проектировочной деятельности, опора на идеи культуро, - природо- и социосообразности образовательной системы школы;
· рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;
· проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой отвечает идеям целенаправленного преобразования социума практикоориентированности и реализуемости;
· освоение проектной культуры позволяет устранить феномен, который мы называем "информационным дисбалансом образования". Он состоит в том, что студенты в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность;
· проектная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности. Создавая условия для формирования у студентов, как будущих специалистов, проектной культуры, мы преследуем следующие цели:
· внесение таких изменений в личность субъектов образовательного процесса, которые позволили бы студенту как личности проявить признаки, свидетельствующие об овладении им проектной культурой;
· создание мотивационных, организационно-педагогических и иных условий, способствующих овладению проектной культурой;
· изменение характера, типа, стиля отношений в системах "студент- студент", "студент-преподаватель";
|
|
· разнообразие видов деятельности и способов освоения действительности субъектами образовательного процесса;
· изменение образовательной среды и облика факультета;
· расширение и углубление жизненного опыта студентов и профессионального мастерства педагогов;
· самореализация, самоактуализация субъектов образовательного процесса;
· социализация студентов, повышение их творческого потенциала, мотивация достижений, создание ситуации Успеха, формирование устойчивой познавательной потребности.
Осмысление путей становления профессионально-педагогической компетентности студентов позволило найти и внести в программу их психолого-педагогической подготовки новую интегративную идею: "Формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса с целью их творческого, личностного и профессионального самоопределения".
Практическая реализация указанной идеи охватывает все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, образовательную, управленческую в их сложной взаимосвязи.
Научно-исследовательская - требует разработки теоретических основ самого феномена "проектная культура", выявления признаков личности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур. Проектировочная - направлена на создание педагогической системы, ориентированной на формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса и описание технологии ее функционирования.
Воспитательная - ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива преподавателей и студентов с целью формирования у последних проектной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности. Образовательная - ориентирована на включение технологий проективного образования непосредственно в процесс обучения, как по основным, так и дополнительным образовательным программам.
|
|
Управленческая - требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проективного образования в учебный процесс факультета.. "В последнее время в педагогической теории и практике, - отмечает С.А. Писарева, - получает распространение идея проектирования как способа решения проблем в различных сферах и видах деятельности. Высказывается мысль о том, что на смену традиционным культурам (религиозной и научной) приходит проектная культура, ориентированная на созидательные возможности человека. Под формированием проектной культуры понимается воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно-значимых проектов». И далее: «Дело заключается в том, чтобы обучить учащихся общим основам проектирования, принципам разработки проектов для любой сферы деятельности, научить школьников выявлять факторы, способствующие и препятствующие реализации проектов, рассчитывать ресурсы, необходимые для воплощения проектов в жизнь».
По существу понятие «проектная культура» является интегральным, и ее можно определить как «социально-прогрессивную, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, при этом:
· являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия);
· направленную на преобразование окружающей их действительности;
· на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности;
· на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов». < … >
Личность, овладевшая проектной культурой – это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.
В основании таких способностей лежат:
· ценностно-смысловое самоопределение личности;
· овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры;
· гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой);
· уровень образованности личности;
· индивидуально-типологические особенности личности.
Личность, овладевшая проектной культурой, обладает следующими признаками:
· осознает ценность и смысл собственного существования, других людей, всех живых существ;
· овладела базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;
· достигла в одной или нескольких образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности как уровня образованности;
· знает себя, то есть собственные индивидуально-типологические особенности;
· умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации;
· достигла уровня социализации, обеспечивающего автономную жизнедеятельность;
· способна ставить перед собой (для себя) «нравственно чистые цели»;
· готова к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.);
· способна разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность;
· владеет способами ориентации на рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей;
· владеет общеучебными и общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и обслуживающего труда;
· осознает необходимость непрерывного самообразования, саморазвития, готова к перемене труда;
· умеет выразить в письменной или устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.
Проективное образование, реализуемое через мотивированное включение обучающихся в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и обладающим рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести:
· социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие облик школы;
· реальную включенность учеников не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его;
· возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для учеников;
· получение реальных результатов своего труда, их внедрение в жизнедеятельность школы и свою собственную;
· постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, решения жизненно важных вопросов;
· свободное творческое самовыражение учеников, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени;
· ощущение реальной пользы, которую принесет разработанный и внедренный проект школе;
· освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;
· иной уровень, иное качество, иное содержание проблем, которые приходится решать субъектам образовательного процесса;
· большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их "отрыва" от предметного содержания конкретной учебной дисциплины;
· необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного обучения;
· использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов;
· большую вариативность в применении различных алгоритмов проектирования;
Задача современного обучения (и шире – образования) состоит не просто в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, источник развития личности. < … >
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Учебный проект – это такой способ обучения, при котором обучающийся убеждается сегодня в том, что образование – сила, способная преобразовать его жизнь и жизнь окружающих к лучшему.
Проектное обучение активизирует истинное учение, потому что оно:
· личностно ориентировано;
· использует множество дидактических подходов;
· самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
· поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
· позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не начетнически, а в конкретном деле;
· приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда. Проектирование как процесс представляет собой закономерное, качественное изменение (развитие) состояния, как проектируемых объектов (процессов, систем), так и самих субъектов проектирования. < … >
Почему же все-таки формирование проектной культуры является новой гранью образованности?
Традиционное обучение является предметным, оно формирует «лоскутное» мировоззрение, поскольку совокупность монопредметных знаний не позволяет формировать системное мышление и системное видение мира. Проблема межпредметных связей все еще далека от своего решения и вряд ли будет решена в рамках традиционного обучения в связи с тем, что педагог до сих пор остается «монопредметным». Содержание образовательных программ усложняется, при этом дефицит времени не позволяет серьезно включать межпредметные связи, а мотивация учения при доминирующем монологическом обучении крайне низка.
Образованность как совокупность преподнесенных и усвоенных предметных знаний, ценностей, ограниченный опыт коллективных отношений и творческой внутрипредметной деятельности уже не соответствует реалиям не то, что завтрашнего, но и сегодняшнего времени.
Развитие начинается там, где личность сталкивается с проблемой, противоречием и необходимостью их разрешения. Проектирование полипроблемно. Оно требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, реализации логики проектирования в совместной деятельности. Оно требует, и умения отстаивать собственное мнение, и высказывать суждения и умозаключения, и учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами коллективного труда.
Поскольку под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт, постольку формирование проектной культуры обеспечивает эту образованность, высвечивая ее новые грани.
Литература:
Основная
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – С. 388 – 415.
Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 68 – 142.
Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 99 – 130.
Дополнительная
Анисимов, О. С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая / О. С. Анисимов. – Минск, 2002.– 489 – 501.
Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 102 – 106.
Молодиченко, Т. А. Социоакмеологическая ориентация вузовского образования: учеб. пособие для студентов / Т. А. Молодиченко. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004. – С. 3 – 11 с.
Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002. – С. – 265 – 267.
Технология акмеологических методов обучения: сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.Ф. Жуков. – СПб.: СПбГИЭУ, 2000. – 160 с.
Хозяинов, Г. И. Основы акмеологии: учеб. пособие / Г. И. Хозяинов. – 2-е изд. – М.: Изд-во «XXI век: ПКЦ», 2000. – С. 73 – 91.