Дата_______Группа______Предмет___________________
(ФИО) учителя ____________________________________
Стаж работы ________
Уровень способностей: 1-й – низкий, 2-й – ниже среднего, 3-й – средний, 4-й – выше среднего, 5-й – высокий, 6-й – высший.
| Характеристики вербального и невербального поведения учителя | Уровни | |||||
| 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | |
| Речь Учитель говорит грамотно, убедительно, содержательно; использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы; опирается на личный опыт студентов; пользуется юмором | ||||||
| Голос С помощью голосовых интонаций и модуляций учитель проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику | ||||||
| Выразительные движения Учитель использует так называемое помогающее поведение, т. е. широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучаемым и облегчения усвоения ими учебного материала | ||||||
| Движения в пространстве аудитории В течение учебного занятия учитель передвигается по классу, оказывается перед учениками, за их спиной, стоит или сидит рядом со учениками т. д. | ||||||
| Эмоции Проявления личного энтузиазма и положительных эмоций помогают учителю «заражать» аудиторию, вовлекать учеников в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового | ||||||
| Воздействия Учитель изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации учениками (оптическую, акустическую, кинестетическую) | ||||||
| Наблюдательность Учительпостоянно видит и слышит каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения в его внешнем облике и внутреннем состоянии | ||||||
| Форма поведения Учитель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы ученики могли больше говорить на занятии сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами | ||||||
| Виды взаимодействия Учитель использует разные приемы взаимодействия на учебном занятии: а) учитель – класс: учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников; б) учитель – ученик: учитель объясняет что-либо конкретному ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; в) учитель – ученик:: учитель просит одного ученик:а объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу учеников в малых группах; г) учитель – ученики: ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая помощь нужна | ||||||
| Паузы Учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, разрядки, снятия напряжения и усталости |
Обработка материалов: по окончании учебного занятия оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей учителя. Выявляется, какие характеристики доминируют, какие депревируются, какие требуют поддержки, какие коррекции и т. д.






