double arrow

Понятие лидерства. Подходы к лидерству (теория черт, поведенческий, ситуационный подходы), их характеристика

Лидерство – это феномен воздействия или влияния личности на социальные явления (мнения, оценки, отношения) и поведения в целом группы или отдельных ее членов. Лидер(«leader») в переводе с английского буквально, означает «ведущий», «главный оратор» и «вождь».

Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели (Б.Д. Парыгин).

Стиль лидерства - это устойчивая совокупность личностных, субъективно-психологических характеристик лидера, посредством которых реализуется тот или иной метод поведения и отношений в организации.

Существует четыре основных подхода к разработке теорий лидерства, четыре группы концепций лидерства:

- теория черт,

- поведенческий подход,

- ситуационный подход,

- теория адаптивного подхода.

Эти подходы характеризуют и разные этапы развития данной проблемы: она эволюционировала от первого подхода к четвертому.

Теория черт (подход с позиции личностных качеств) (Р. Стогдил), согласно ей, лидером может быть не любой человек, а лишь тот кто, обладает определенным набором личностных качеств. Обычно отмечаются такие качества, как инициативность, интеллект, воля, решительность, активность, энергичность, уверенность, дружелюбие, ответственность, надежность, социабельность, красноречие и др. Действительно трудно возразить, что все эти качества способствуют выдвижению человека в позицию лидера. Со временем исследователистали склоняться к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль.




Поведенческий подход, (К. Левин). Согласно данному подходу эффективность организационной деятельности определяется не столько личностными качествами руководителя, сколько его стилем поведения по отношению к другим людям. Важнейшим вкладом этого подхода явилось понятие стиля поведения, а также выявление основных общеорганизационных стилей. Особая специфичность этого подхода связана с тем, что установленные в нем стили лидерства были выделены на основе главного критерия, заложенного в самой сути управления формах реализации властных полномочий. Оказалось, что именно степень, до которой лидер делегирует свои полномочия решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль его поведения и отношений. Выделяют два континуума: авторитарный и либеральный, внутри этого континуума располагаются различные варианты; третьего основного стиля - демократичного. Другой способ реализации поведенческого подхода был предложен Р. Лайкертом. В основу им была положена дихотомия: «лидер, ориентированный на работу - лидер, ориентированный на человека». В результате возник другой континуум стилей. Лидер, ориентированный на работу, прежде всего, заботится о содержании деятельности и задачах, лидер, сосредоточенный на человеке, главное внимание уделяют совершенствованию человеческих отношений. «Управленческая решетка» Р. Блейка, Д. Моутона, - это теория, также, реализуемая в рамках поведенческого подхода и базируется на двухмерном представлении организационной деятельности, выделяется пять основных стилей:



● объединенное управление, лидер прилагает минимум личных усилий и требует аналогичного минимума со стороны других, чтобы добиться лишь такого качества работы, которое позволит избежать развала организации;

● управление в духе загородного клуба, лидер сосредоточивается на хороших, дружеских взаимоотношениях с подчиненными, но мало заботится об эффективности выполнения задании;

● власть - подчинение, лидер полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности, о мало внимания уделяет поддержанию позитивных отношений в организации;

● организационное управление, когда лидер стремится к обеспечению приемлемого качества, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя;

● групповое управление («команда»), стиль благодаря которому лидер, через постоянное внимание одновременно к подчиненным и к эффективности работы добивается того, что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования, и хорошие человеческие отношения.

«Теория лидерства как функции ситуации» (Ф. Фидлер). Наблюдения за тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, привели к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя значительно большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Основной вклад ситуационного подхода в теорию лидерства состоит в доказательстве того, что стили управления характеризуются различной адекватностью и дают различную эффективность в разных управленческих ситуациях, в разных условиях управленческой деятельности.






Сейчас читают про: