Осознание информации осознание мотива

Осознание информации — это качественно новая ступень в позна­нии человеком окружающей действительности. Ее отличительной чертой является включение мышления, рассудочной деятельности, направленной на поиск дополнительной информации. Человек предпринимает психические, волевые усилия для того, чтобы не только получить дополнительную информацию извне, но и извлечь нужную для ее интерпретации и для построения новых логических связей информацию из глубин своей памяти.

Мы уже говорили о способности человека очень легко переходить от узнавания или понимания информации к построению умо­заключений, объяснительных схем или к рассуждению. Важнейшим признаком осознания информации является ее вербализация, т.е. ис­пользование слов для описания ситуации, изменившейся под влия­нием новой информации. Вербализируя информацию о ситуации и свое отношение к ней, индивид как бы самоопределяется, упорядочивает представления о том, что он хочет, что он может или что должен делать в сложившейся обстановке. В итоге происходит осознание мотива, т.е. у человека складывается определенное убеждение по поводу того, в каком направлении, как и почему он должен действовать.

На наш взгляд, осознание мотива далеко не всегда похоже на рациональное согласование желаний и возможностей, это скорее самообъяснение причин потенциальных или уже совершенных поступ­ков. Вернемся еще раз к ответам респондентов на вопрос исследова­телей ВЦИОМа о причинах уклонения от голосования. Можно предположить, что если бы социологи предложили еще три ответа на поставленный вопрос, то наверняка нашлись бы респонденты, которые бы их выбрали. Это означает, что осознание мотива часто бывает вызвано не проникновением сознания человека в глубины соб­ственной мотивационной структуры, а самооправданием, желанием давать, как говорят социологи, «социально приемлемые ответы», т.е. те ответы, которые соответствуют общепринятым нормам или ожида­ниям значимых для индивида групп.

Является ли мотив, приписываемый индивидом своим действиям, истинным? Далеко не всегда. Человек обычно выбирает то объяснение своему поступку, которое не противоречит его Я-образу. Глубин­ные интервью, практикуемые психологами и социологами, показы­вают, что причины поступков нередко бывают более сложными. Но дело в том, что вербально оформленный, внутренне проговоренный мотив действительно превращается в реальную движущую силу, которая, как неоднократно фиксировали психологи в своих экс­периментах, резко возрастает, если мотив озвучивается самим инди­видом.

Осмысленный, озвученный мотив становится для человека реаль­ным мотивом. Этот вывод, сделанный учеными, имеет большое значение для политических менеджеров. Если в момент передачи информации (например, при чтении листовки-приглашения на митинг) человеку помочь более рельефно выделить возможный мотив, то он, вполне вероятно, именно его будет считать своим реальным мотивом.

Осознание мотива, представляющее собой самообъяснение своих желаний и внешних воздействий, стимулов, неизбежно сопровожда­йся определением индивидом направленности своих действий. Иными словами, осознание мотива неразрывно связано с постанов­ки целей, а также с действиями, направленными на ее достижение. Если человек начинает ставить цели и выбирать пути, способы их достижения, то он начинает действовать рационально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: