Рассматриваемый ролик состоял из двух частей. Первая часть представляла собой подбор кадров из известных советских кинофильмов от 20-х идо начала 80-х годов (включая и фильмы о Великой Отечественной войне). Основными темами данного ролика стали жизнеутверждение и самоотдача людей во имя высоких идеалов. Подбор кадров для ролика был осуществлен очень удачно, и не менее удачным было использование в качестве музыкального сопровождения известной песни в исполнении Марка Бернеса. После просмотра ролика у многих респондентов пожилого возраста на глазах появлялись слезы. Они говорили, что в этих кадрах они узнавали самих себя, свою молодость и несбывшиеся надежды. Говорили, что сегодня эти кадры смотреть горько. Молодые участники групп узнавали в этих кадрах своих бабушек и дедушек, а также своих родителей. Вспоминались конкретные рассказы старших о войне и о послевоенных годах. Типичные высказывания молодых участников групп были такими: «Мне жалко этих людей», «Они могли надеяться на лучшее», «Они отдали себя», «Их обманули» и т.д.
|
|
Вторая часть ролика представляла собой краткую речь Явлинского, который очень точно уловил настроение аудитории после просмотра. Смысл выступления Явлинского сводился к тому, что люди, герои этих кинокадров, сделали для нашей страны все, что смогли, и передали ее нам, ныне живущему поколению, и мы должны следовать их заветам. Никакой прямой политической агитации выступление Явлинского не содержало, и это было правильным решением, поскольку специальные тесты показали, что включение в данный ролик любой партийной агитации было бы воспринято как кощунство.
Ролик «Я люблю тебя, жизнь» транслировался на телеэкране в ходе избирательной кампании, однако интенсивность трансляции была, очевидно, недостаточной. Фокус-группы, проводившиеся уже после выборов, показали, что данный ролик был замечен небольшой частью аудитории (условная оценка — 5—10%), причем те, кто его видел, вспоминали о нем весьма смутно. Тем не менее восприятие ролика теми, кто сумел его вспомнить, было весьма положительным. Респонденты говорили, что ролик является «патриотическим» по своему содержанию, что в нем использованы «хорошая песня и хорошие кадры». Слова Явлинского вспоминались как «хорошие», «человеческие» и т.д.
Встоль коротком изложении результатов обсуждения в фокус-группах, конечно, показаны не все особенности и тонкости восприятия людьми роликов. Однако очевидно, что авторами роликов «Встречи Явлинского с избирателями» не были учтены некоторые важные законы восприятия и понимания социальной информации. Для нас эти примеры важны и как иллюстрация расхождений между тем посланием, которое задумали авторы роликов, и их реальным восприятием, пониманием реципиентами, получателями сообщения.
Понимание информации, определение и переопределение ситуаций осуществляются человеком постоянно, хотя он обычно не замечает ни сложности ментальных процессов, их вызывающих, ни их непрерывности. Благодаря пониманию социальной информации он может быстро оценивать ситуацию, ожидания других людей, послания, обращенные к нему, и реагировать на них соответствующим образом.