Ролик «Я люблю тебя, жизнь»

Рассматриваемый ролик состоял из двух частей. Первая часть представляла собой подбор кадров из известных советских кинофиль­мов от 20-х идо начала 80-х годов (включая и фильмы о Великой Отечественной войне). Основными темами данного ролика стали жизнеутверждение и самоотдача людей во имя высоких идеалов. Подбор кадров для ролика был осуществлен очень удачно, и не менее удачным было использование в качестве музыкального сопровождения известной песни в исполнении Марка Бернеса. После просмотра ролика у многих респондентов пожилого возраста на глазах появля­лись слезы. Они говорили, что в этих кадрах они узнавали самих себя, свою молодость и несбывшиеся надежды. Говорили, что сегодня эти кадры смотреть горько. Молодые участники групп узнавали в этих кадрах своих бабушек и дедушек, а также своих родителей. Вспомина­лись конкретные рассказы старших о войне и о послевоенных годах. Типичные высказывания молодых участников групп были такими: «Мне жалко этих людей», «Они могли надеяться на лучшее», «Они от­дали себя», «Их обманули» и т.д.

Вторая часть ролика представляла собой краткую речь Явлинского, который очень точно уловил настроение аудитории после просмотра. Смысл выступления Явлинского сводился к тому, что люди, герои этих кинокадров, сделали для нашей страны все, что смогли, и передали ее нам, ныне живущему поколению, и мы долж­ны следовать их заветам. Никакой прямой политической агитации выступление Явлинского не содержало, и это было правильным решением, поскольку специальные тесты показали, что включение в данный ролик любой партийной агитации было бы воспринято как кощунство.

Ролик «Я люблю тебя, жизнь» транслировался на телеэкране в ходе избирательной кампании, однако интенсивность трансляции была, очевидно, недостаточной. Фокус-группы, проводившиеся уже после выборов, показали, что данный ролик был замечен небольшой частью аудитории (условная оценка — 5—10%), причем те, кто его видел, вспоминали о нем весьма смутно. Тем не менее восприятие ролика те­ми, кто сумел его вспомнить, было весьма положительным. Респонденты говорили, что ролик является «патриотическим» по своему со­держанию, что в нем использованы «хорошая песня и хорошие кадры». Слова Явлинского вспоминались как «хорошие», «человеческие» и т.д.

Встоль коротком изложении результатов обсуждения в фокус-группах, конечно, показаны не все особенности и тонкости восприятия людьми роликов. Однако очевидно, что авторами роликов «Встречи Явлинского с избирателями» не были учтены некоторые важные законы восприятия и понимания социальной информации. Для нас эти примеры важны и как иллюстрация расхождений между тем посланием, которое задумали авторы роликов, и их реальным восприятием, пониманием реципиентами, получателями сообщения.

Понимание информации, определение и переопределение ситуаций осуществляются человеком постоянно, хотя он обычно не за­мечает ни сложности ментальных процессов, их вызывающих, ни их непрерывности. Благодаря пониманию социальной информации он может быстро оценивать ситуацию, ожидания других людей, посла­ния, обращенные к нему, и реагировать на них соответствующим образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: