Анализ и оценка внешней среды деятельности

В соответствии с выбранным в пункте 1.2 целевым ориентиром (одним или нескольким сегментами) развития, производится его описание по следующим направлениям:

- общее состояние сегмента (потенциал и динамика роста);

- оценка прямой и косвенной конкуренции (вид конкурентного рынка, доли конкурентов, конкурентные преимущества и их суть);

- оценка потребителей и их влияние на деятельность фирмы;

- оценка положения в сфере распределения – каналы, торговые сети – их сила воздействия;

- оценка макросреды деятельности фирмы и ее тенденции.

Общую оценку внешней среды деятельности фирмы оценивают по методу М. Ю. Портера (табл. 1). Оценивание факторов среды осуществляется любым, удобным студенту, способом: по пятибалльной системе; по системе «++», «+», «0», «-», «--» или иным способом, но с обязательным пояснением принципа оценивания.

Таблица 1

Направление Оценка Обоснование выставленной оценки
1. Прямая конкуренция в отрасли    
2. Косвенная конкуренция    
3. Влияние потребителей    
4. Состояние входных барьеров    
5. Влияние поставщиков    
6. Влияние торговых посредников    

Основываясь на результатах оценок внутренней и внешней среды фирмы, необходимо осуществить портфельный анализ: посторонние матрицы GE или BCG (по выбору студента). Портфельные матрицы позволяют определить инвестиционные приоритеты. Существуют следующие направления инвестиционной деятельности:

- вложение средств в развитие рынка;

- вложение средств для сохранения текущей позиции (удержание доли);

- вывод товарного вида или уход с рынка;

Инвестиционные альтернативы: вложение средств в развитие компетенций фирмы по соответствующему направлению и вложение средств в развитие и расширение потребления товара потребителями.

По результатам построения матриц студент должен сделать выводы об инвестиционных целях – сформулировать инвестиционные цели и обосновать их.

Оценка стратегии фирмы

Стратегия, которую, в конечном итоге, нужно осуществлять, должна в наибольшей степени удовлетворять всех заинтересованных лиц, начиная от инвесторов и заканчивая непосредственными исполнителями. Следует провести заключительную оценку стратегических альтернатив (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценки Предлагаемые пути деятельности (стратегии)
Текущая стратегия Стратегия 1 Стратегия 2
Степень соответствия: - -      
Степень осуществимости: - -      
Степень приемлемости: - -      

Результатом данного этапа является выбор направления развития, его точная формулировка и основные факторы, которые могут помешать реализации выбранной стратегии. Причем стратегия, определенная в данном разделе, является стратегией фирмы, а не маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: