Ситуационные задачи:
1.При наличии спастических болей в области желудочно-кишечного тракта применяют М-холиноблокатор атропин. На чём основано его использование?
Ответ: торможение моторной и секреторной деятельности ЖКТ.
2. Преподаватель, задавая домашнее задание к практическим занятиям по «физиологии пищеварения», просит студентов приходить на занятия по этому разделу обязательно сытыми. Объясните, какое физиологическое обоснование имеет просьба преподавателя?
Ответ: Разговор о пище вызывает условно-рефлекторную секрецию слюнных желёз как начало сложно-рефлекторной (мозговой) фазы желудочной секреции.
3.Перед ответственным выступлением на ученом совете докладчик попросил стакан с водой, во время доклада он сделал несколько глотков. Объясните, с чем связана необходимость потребления воды в данном случае?
Ответ: Состояние волнения и эмоционального напряжения вызывает повышение тонуса симпатического отдела ВНС, который повышает вязкость и снижает количество слюны, в результате чего затрудняется артикуляция.
|
|
4.После длительной и интенсивной тренировки спортсмен отказался от еды, объяснив это отсутствием аппетита. Какие физиологические механизмы определяют это состояние?
Ответ: При физической нагрузке активируется симпатоадреналовая система, оказывающая тормозное влияние на пищеварение. Кроме того, во время тренировки формируется доминантный очаг возбуждения, активирующий мышечную систему. По закону одновременной отрицательной индукции другие центры, в том числе и центр голода тормозятся.
Краткое теоретическое содержание темы: