Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого аппарат управления (руководитель) получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации в предприятии налажены плохо, то решения могут быть ошибочными.
Существуют коммуникации между уровнями и подразделениями предприятия. Информация перемещается внутри предприятия с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций (межуровневые коммуникации). Она может передаваться с высшего уровня на низший (вертикальные по нисходящей). Помимо этого, предприятия нуждаются в коммуникациях по горизонтали: обмен информации между подразделениями.
Очень важны коммуникации по восходящей, т.е. информация должна поступать от подчинённых руководителю. На предприятиях существуют ещё и неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций – это распространение на предприятии слухов. Вербальные коммуникации – получение информации с помощью слов, невербальные – язык тела, мимика лица, интонации голоса
Процесс управления между субъектом и объектом управления устанавливаются прямые и обратные связи. Они называются внутренними коммуникациями и служат главным инструментом управленческого воздействия. Кроме того, любая организация осуществляет обмен информацией с внешней средой (с поставщиками, покупателями, органами власти и т.д. Эти связи с внешней средой называют внешними коммуникациями. Коммуникации могут быть межличностными и организационными.
Классификация коммуникаций
![]() | ![]() | ![]() | |||
По направлению По виду По средствам передачи По виду
отправителяпередачи информации получателя
Вертикальные Формальные Вербальные Внешние
Горизонтальные Неформальные Невербальные (деловые парт.,
Слухи учреждения)
Внутрифирмен.
Рис. 18. Классификация коммуникаций
5.1.2. Коммуникационный процесс:
этапы, элементы процесса коммуникаций, обратная связь и помехи
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людей. Коммуникационный обмен можно представить в виде схемы:
В процессе коммуникационного обмена выделяют четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель:
- отправитель – это лицо собирающее или генерирующее идею;
- сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
- канал – средство передачи информации;
- получатель – лицо (или подразделение организации), для которого предназначена информация.
![]() |
Отправитель
![]() |
Формулирует или отбирает
![]() |
Идея
![]() |
Кодирует и выбирает канал
![]() | ![]() |
Сообщение
Передаёт по каналу
![]() |
Получатель

Декодирует
![]() |
Понятнали идея?
Рис. 19. Схема коммуникационного процесса
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе происходит зарождение идеи или сбор информации отправителем. На втором этапе информация кодируется и выбирается канал связи. На третьем этапе осуществляется передача закодированной информации. На четвёртом этапе информация декодируется получателем. После того как информация получена, обычно осуществляется обратная связь, т.е. получатель становится отправителем информации, и все этапы повторяются.
















