Основные функции менеджмента

Процесс управления – это выполнение разнообразных, но взаимосвязанных друг с другом функций.

Базовыми функциями являются:

Планирование, организация, мотивация, контроль, и координация.

Рассмотрим поподробнее каждую из функций.

1. Планирование – означает разработку и реализацию программы действий на определенный период.

Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:

1. Что мы имеем?

2. в каком направлении необходимо двигаться дальше?

3. какие помехи могут возникнуть?

4. какие и в каком размере требуются дополнительные ресурсы?

Процесс планирования осуществляется на разных уровнях организации.

На высшем уровне осуществляется разработка стратегических планов. Цель – определить долговременные задачи развития организации.

Следующий уровень- уровень подразделений, на котором разрабатываются тактические планы. Каждый такой план включает в себя систему мероприятий, которую необходимо осуществить соответствующей службе для решения поставленных задач.

На нижнем уровне организации разрабатываются оперативные планы, где определяются задания, для каждого рабочего дня.

Типовые структуры управления

Следующая функция менеджмента – организация.

Взаимосвязь данной функции с предыдущей состоит в том, что после того как разработаны планы, создаются необходимые условия для их реализации.

Данная функция менеджмента заключается в создании такой структуры предприятия, которая позволяет осуществить намеченные планы.

Этапы осуществления функции организации:

1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления, выделение подразделений, их задач и функций.

2. Определение типов взаимоотношений в организации (горизонтальных и вертикальных). На этом этапе устанавливаются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.

3. Делегирование полномочий. Это предполагает поручение руководителем своим подчиненным выполнение отдельных обязанностей с предоставлением необходимых ресурсов

4. Построение системы внутрифирменных коммуникаций. Налаживание системы коммуникаций между всеми участниками трудового процесса позволяет развивать прямую и обратную связь.

5.Организационные отношения предприятия с элементами внешней среды. Они является необходимым условием своевременной и быстрой реакции на изменения всей совокупности внешних факторов.

Существуют две основные концепции организации управления: соучастное и единовластное.

Следующая функция менеджмента – мотивация. Мотивация предполагает создание побудительных мотивов к определенной деятельности.Существуют два вида воздействия на людей – принуждение и побуждение. Мотивировать сотрудников значит учитывать их жизненно важные интересы и давать им возможность реализоваться в трудовой деятельности.

Следующая функция – функция контроля. Она связана с установлением определенных стандартов и сопоставлением фактических результатов со стандартами (плановыми показателями). Сопоставление полученной информации о реальных результатах с нормативными значениями, определяются отклонения рассматриваемых величин, выясняются причины отклонения. Для повышения эффективности деятельности организации.

Основное место среди всех функций менеджмента занимает функция – координации. Главная задача координации – обеспечить взаимодействие и согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Основу координации составляет обмен информации. Для выполнения этой функции могут использоваться различные формы: отчеты, аналитические доклады, совещания. Координация синхронизирует не только текущую деятельность организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по её изменению, меняющимся требованиям рынка. Это имеет большое значение в связи с постоянно меняющейся внешней средой и необходимостью к этому изменению приспосабливаться.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: