ООО «АЛЬТ-Икс» осуществляет реализацию строительных материалов как мелкооптовым, так и оптовым покупателям.
Список основных клиентов ООО «АЛЬТ-Икс» приведен в таблице 21.
Таблица 21
Основные клиенты ООО «АЛЬТ-Икс»
пп | Наименование предприятия | Географическое размещение | Вид деятельности | Объем закупок за год |
1. | ООО «Максидом» | Северо-запад, включая г.Санкт-Петербург | Розничная торговля | > 10 млн.руб. |
2. | Стройбаза «Рыбинская» | Северо-запад, включая г.Санкт-Петербург | Оптово-розничная торговля | > 10 млн.руб. |
3. | Петрович СТД | Санкт-Петербург | Оптово-розничная торговля | > 10 млн.руб. |
4. | ООО «Строймастер» | Санкт-Петербург | Розничная торговля | > 10 млн.руб. |
5. | ООО «Первый трансторг» | Северо-запад, включая г.Санкт-Петербург | Оптово-розничная торговля | > 10 млн.руб. |
6. | ЗАО «Старт 1 УК» | Северо-запад, включая г.Санкт-Петербург | Оптово-розничная торговля | > 10 млн.руб. |
7. | ООО «Фортуна» | Санкт-Петербург | Мелко-оптовая торговля | < 10 млн.руб. |
8. | ООО «Интексо» | Санкт-Петербург | Розничная торговля | < 10 млн.руб. |
По объему закупок клиентов ООО «АЛЬТ-Икс», перечисленных в таблице 21, можно разделить по видам приобретения на два сегмента: оптовых и мелкооптовых.
Общие размеры сегментов представлены в таблице 22.
Таблица 22
Общие размеры сегментов
Сегмент | Количество предприятий в 2013г. | |
Единиц | % от общего числа | |
Оптовые покупатели | ||
Мелкооптовые покупатели | ||
ВСЕГО |
В таблице 23 представлены данные об объеме продаж по сегментам покупателей за 2012–2013 годы.
Таблица 23
Изменение объема продаж в разрезе сегментов покупателей
Сегмент | Объем продаж за 2012г. | Объем продаж за 2013г. | Изменение к 2012г. | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к 2011г. | |
Оптовые покупатели | 19,3 | |||||
Мелкооптовые покупатели | 2,2 | |||||
ИТОГО | 14,7 |
На основе данных таблицы 23 видно, что доля оптовых покупателей в объеме продаж в 2012г. составляла 72%, а в 2013 году повысилась до 75%, тогда как доля мелкооптовых снизилась с 28% до 25%. Это связано с тем, что предприятие ориентирует свою деятельность на оптовых покупателей.
Определить целевой сегмент можно рассчитав привлекательность каждого сегмента и конкурентные преимущества исследуемого предприятия. Для этого необходимо определить:
1. Прибыльность сегмента.
2. Темп роста сегмента.
3. Уровень конкуренции.
4. Качество обслуживания.
Для определения привлекательности каждого сегмента используется система весовых коэффициентов (ai) и бальной системы оценки от 0 до 10 баллов (qi) [11,с.143].
1. Прибыльность сегмента определяется с помощью данных внутренней документации за 2013г.:
- размер (доля в выручке) сегментов:
Сегмент 1 - 75% (38250 тыс. руб.)
Сегмент 2 - 25% (12750 тыс. руб.)
Система оценки прибыльности сегментов:
Прибыльность сегмента >50% - 10 баллов
Прибыльность сегмента >30% - 5 баллов
Прибыльность сегмента >10% - 0 баллов
2. Темп роста сегмента (данные взяты из внутренней документации предприятия):
Сегмент 1 темп роста – 19,3%
Сегмент 2 темп роста – 2,2%
Система оценки темпа роста сегментов:
Темп роста сегмента >20% - 10 баллов
Темп роста сегмента >10% - 5 баллов
Темп роста сегмента <5% - 0 баллов
3. Уровень конкуренции определяется исходя из объемов продаж конкурентами по каждому сегменту (см. таблицу 25).
Система оценки уровня конкуренции:
Сегмент с объемом продаж конкурентов >50-60 млн. руб. - 10 баллов
Сегмент с объемом продаж конкурентов >30 млн. руб. - 5 баллов
Сегмент с объемом продаж конкурентов <10 млн. руб. - 0 баллов
4. Качество обслуживания определяется по статистике количества покупок за 2013 год, данные взяты из внутренней документации предприятия:
Сегмент 1 количество покупок 70%
Сегмент 2 количество покупок 30%
Система оценки качества обслуживания:
Сегмент по качеству обслуживания >35% - 10 баллов
Сегмент по качеству обслуживания >20% - 5 баллов
Сегмент по качеству обслуживания <10% - 0 баллов
Оценка привлекательности сегментов рынка ООО «АЛЬТ-Икс» в баллах представлена в таблице 24.
Таблица 24
Оценка привлекательности сегментов рынка ООО «АЛЬТ-Икс»
Признак | Оценка (qi), в баллах | Вес ai, в долях ед. | Сегмент 1 | Сегмент 2 | ||||
qi | aiqi | qi | aiqi | |||||
Прибыльность сегмента, % | >50 | >30 | <10 | 0,30 | 3,0 | |||
Темп роста сегмента, % | >20 | >10 | <5 | 0,25 | 1,25 | |||
Уровень конкуренции, млн. руб. | >50-60 | >30 | <10 | 0,20 | 2,0 | 2,0 | ||
Качество обслуживания, % | >35 | >20 | <10 | 0,25 | 2,5 | 1,25 | ||
Итого | 1,0 | 2,2 | 0,8 |
Из таблицы 24 видно, по средневзвешенной оценке (aiqi/4), наиболее привлекательным для ООО «АЛЬТ-Икс» является сегмент 1 (со средневзвешенной оценкой – 2,2).
Расчет доли рынка ООО «АЛЬТ-Икс» в разрезе сегментов покупателей представлен в таблице 25.
Таблица 25
Определение доли рынка компании ООО «АЛЬТ-Икс»
Наимено вание сегмента | Объем продаж за 2013г ООО «АЛЬТ-Икс», тыс. руб., Qi | Объем продаж конкурентов за 2013г, тыс. руб., Qj | Доля рынка ООО «АЛЬТ-Икс», Дi, % |
Оптовые покупатели | 9,6 | ||
Мелкооптовые покупатели | 12,4 | ||
ВСЕГО | Х |
Примечание к таблице 25:
Для определения доли рынка ООО «АЛЬТ-Икс» использованы данные внутрифирменной статистики и данные об объемах продаж конкурентов, полученные в результате исследований, проведенных экспертами фирмы и представленные в таблице 5 (расчеты проводились по формуле 12).
Для определения целевых сегментов рынка необходимо экспертным путем оценить сильные стороны, для чего можно использовать систему весовых коэффициентов (ai) и бальной системы оценки от 0 до 10 баллов (qi).
Система оценки признака «доля рынка»:
- доля рынка - <30% - 10 баллов;
- доля рынка - <20% - 5 баллов;
- доля рынка - >10% - 0 баллов.
Оценка сильных сторон на выбранных сегментах представлена в таблице 26.
Таблица 26
Оценка сильных сторон ООО «АЛЬТ-Икс» на выбранных сегментах
Признак | Оценка (qi), в баллах | Вес ai, в долях ед. | Сегмент 1 | Сегмент 2 | ||||
qi | aiqi | qi | aiqi | |||||
Доля рынка, % | >30 | >20 | <10 | 0,25 | 1,25 | |||
Прибыльность сегмента, % | >50 | >30 | <10 | 0,30 | 3,0 | |||
Уровень конкуренции, млн. руб. | >50-60 | >30 | <10 | 0,20 | 2,0 | 2,0 | ||
Качество обслуживания, % | >35 | >20 | <10 | 0,25 | 2,5 | 1,25 | ||
Итого | 1,0 | 1,8 | 1,1 |
Как видно из таблицы 26, на сегменте 1 ООО «АЛЬТ-Икс» занимает сильную позицию, по таким признакам, как прибыльность сегмента и качеству обслуживания.
Исходя из данных таблицы 26, делаем вывод, что ООО «АЛЬТ-Икс» ориентирует свою деятельность на оптовых покупателей, так как именно они приносят наибольшую прибыль предприятию.
Сводная информация о целевых сегментах ООО «АЛЬТ-Икс» представлена в таблице 27.
Таблица 27
Характеристика целевых сегментов
№ п/п | Наименование сегмента | Размеры | Темп роста, % | Доля рынка ООО «АЛЬТ-Икс», Дi, % | |
Количество предприятий | Соотношение к общей совокупности, % | ||||
Оптовые покупатели | 19,3 | 9,6 | |||
Мелкооптовые покупатели | 2,2 | 12,4 | |||
ВСЕГО | 14,7 | Х |
Данные таблицы 27 показывают, что рассматриваемые сегменты являются целевыми для ООО «АЛЬТ-Икс». Доля рынка в сегменте оптовых покупателей составляет 9,6% от объема продаж, произведенного в данном сегменте, а в сегменте мелкооптовых покупателей доля ООО «АЛЬТ-Икс» составила 12,4%. Доля рынка ООО «АЛЬТ-Икс» в сегменте мелкооптовых покупателей – наибольшая, поэтому руководству компании необходимо обратить внимание на:
- удержание и увеличение доли в сегменте оптовых покупателей;
- увеличение доли мелкооптовых покупателей.