double arrow

Особенности восприятия и понимания эмоций человека

Имеющиеся данные говорят о том, что детям с ЗПР при рас смотрении изображения значительно легче опознавать эмоциона ные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), по выражению лиц или по выразительным движениям (Т. 3. Сте{ нина). Кроме того, было обнаружено определенное сходство в one знании эмоциональных состояний всеми группами детей, а имег но, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.

Дети с ЗПР опознают эмоцию страдания лучше, чем норма но развивающиеся сверстники.

В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младше! школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении торых больше мимических знаков.

При изучении опознания пяти эмоциональных состояний (pijj дости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частя


лица (рта и бровей) выяснилось, что при существовании опреде­ленного разброса показателей отмечаются определенные законо­мерности, свойственные детям данной категории и характеру ЗПР. В частности, было установлено, что дети с более выраженной ЗПР и ЗПР, обусловленной социальной депривацией, хуже опознают эмоциональные состояния по мимике лица. Об этом свидетель­ствуют и их ответы, например эмоцию удивления одна девочка определила как «красивое настроение», другой вариант ответа: «Он что-то почувствовал».

Детям с ЗПР и нормально развивающимся больше говорит об эмоциональном состоянии линия рта. По линии бровей дошколь­ники определили гнев, грусть, и всем оказалось недоступно опо­знание страха и удивления. Дошкольники с ЗПР психогенного про­исхождения испытывают трудности при определении эмоциональ­ных состояний по линии бровей, а дети с ЗПР, имеющие при этом дополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции по линии рта.






Сейчас читают про: