Кинестетические ощущения и восприятия

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. По данным А. А. Венге| ра, Г.Л.Выгодской и Э.И.Леонгард, 70% таких детей позже сро| ка начинают держать голову, позднее, чем положено, начина* сидеть, стоять и ходить. Задержка самостоятельной ходьбы отме чается у 50% детей. Некоторая неустойчивость, трудности ее хранения равновесия, недостаточная координация движени! сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возра| ста. У большинства детей имеется отставание в развитии мел* движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Трудности < хранения статического и динамического равновесия проявляют в школьном возрасте. Так, при ходьбе с открытыми глазами гл хие держатся так же, как и слышащие. При ходьбе с закрытым| глазами у 45 % глухих младших школьников наблюдаются расстрой ства равновесия, которые ощущаются до 12 — 14 лет, в более ш зднем возрасте различия уменьшаются. Отмечена замедленная, сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных жений, что влияет на темп деятельности в целом. Это объясняе тем, что потеря слуха делает менее полным процесс отражещ выполняемых действий и менее точной и быстрой их корре* ровку, что влияет на скорость выполнения действий. Для та* детей характерно более медленное овладение двигательными выками.

Особенности развития моторики проявляются как в передв|Ц жении, так и в действиях с предметами. В. Флери писал: «Их ni ступь вообще неловка и тяжка, они своими ногами не ступают: землю, но как бы только ударяют оную или тащат их небрежнс Потеря слуха создает более сложные условия для развития двиг| тельной чувствительности. Слуховой контроль помогает выра£ ке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие щ водит к трудностям их формирования. У детей с нарушение слуха компенсация отсутствующего слухового контроля моа совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-в* рационного и двигательного восприятий, для чего нужно заС титься о развитии у таких детей двигательного контроля за кач|| ством своих движений. Особенности развития речи у детей с нар шениями слуха накладывают определенный отпечаток на стано| ление их движений, в частности — на высшие формы регуля! движений. Развитие произвольных движений начинается с тог что ребенок учится подчинять свои движения словесно сфорл лированным требованиям окружающих. Затем слово станов* средством организации движений, упорядочивает их, делает лее организованными и дифференцированными. Двигатель* навыки, складывающиеся у детей в условиях развернутой речев


деятельности, имеют более обобщенный характер, легче перено­сятся в новые условия (А. В. Запорожец). У детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: