Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III.1.J. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ




Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваю ми детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, i грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволе вая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухс та, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере i

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной формации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слуховог


нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использова­нии щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встре­чаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возра­сте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает не­обходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в част­ности — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, ин­тенсивностью и продолжительностью звучания.

Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь раз­ную интенсивность звучания. Например, звук:

шелеста листьев составляет 10 дБ;

шепота (около уха) — 25 — 30 дБ;

речи средней громкости — 60 — 70 дБ;

громкой музыки по радио — 80 дБ;

шума поезда в метро — 90 дБ;

ударов молотка по листу железа — 100 дБ;

работающего авиационного мотора — 120 дБ.

Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот, то это означает, что воспри­ятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при кото­ром не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.

При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман).

Основой классификации являются следующие критерии: сте­пень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р. М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют сле­дующие группы детей.




Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия Речи и самостоятельного овладения ею.


Среди них выделяют: 1

ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушен-!
ным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития
или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха!
позволяющие воспринимать сильные резкие звуки; I

позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере!
речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сфор-1
мирована. Главной задачей в работе с ними является закрепления
уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада
и обучение чтению с губ. I

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой нее
достаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранЦ
ной способностью к самостоятельному накоплению речевого зав
паса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенЯ
ка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлее
жат коррекции в процессе обучения: I

при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 МЯ

при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимай ется на расстоянии 1 — Зм, разговорная — на расстоянии 4 — 6 мш

при значительной степени тугоухости шепотная речь воспрйи
нимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней гроьИ
кости — на расстоянии 2 — 4 м; Ш

при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается яв
расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чеЯ
2 м (текст 1). Я



т

Текст 1 ••

«Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости аИ
степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразЯ
по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослнИ
шащие дети школьного возраста делятся на две категории: Ш

1) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими
ее недостатками; Д

2) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием. Я
Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и шВ

следования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками
слуха. На основе этой классификации удалось создать такую сеть шкЯ
для детей с недостатками слуха, в которой глухие дети не обучаютсяИ
теми детьми, которые могут обучаться более быстрым темпом и которЦ
требуют иных условий обучения. Ш

Из школы для глухих изъяты все слабослышащие дети, которыеЯ начале обучения, в связи с глубоким недоразвитием речи, напомина|И своих глухих сверстников, но, обучаясь отдельно от них, развивакяв значительно быстрее и очень скоро теряют сходство. Это достигается ifl тем создания особого типа школы для слабослышащих и поздноопнЯ ших детей, обеспечивающей дифференцированное их обучение. Я


Для целей дифференцированного обучения эта школа разделена на два отделения, где в разных условиях учатся слабослышащие дети с раз­личным уровнем речевого развития.

В I отделении школы для слабослышащих обучаются дети, обладаю­щие развитой речью, лишь с некоторыми ее недостатками. У них отмеча­ются неправильности произношения, трудности овладения грамотным письмом и некоторые ошибки грамматического строя речи. Эти речевые нарушения мешают им успешно обучаться в обычной школе; с учетом этих дефектов они и обучаются в специальной школе.

Во II отделении этой же школы обучаются дети с глубоко недоразви­той речью, т.е. именно те дети, которые в начале обучения напоминают глухих. Их речь характеризуется глубокими отклонениями в виде резко искаженного произношения, ограниченного запаса слов, аграмматиз-ма, порой доходящего до полного отсутствия предложения. В результате глубокого речевого недоразвития эти дети очень ограниченно понимают обращенную к ним речь и читаемый текст. Во II отделении школы для слабослышащих детей создаются специальные условия систематическо­го накопления речевого запаса. Эти условия в первоначальном периоде обучения в некотором отношении аналогичны школе глухих, причем для слабослышащих создаются условия максимального использования остаточного слуха при помощи звукоусиливающей аппаратуры и, что самое главное, коррекции того речевого запаса, который дети приобре­тают самостоятельно с помощью слуха.

Позднооглохшие дети распределяются по отделениям школы в зави­симости от степени сохранности их речи...»

(Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988. — С. 37.)

Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию ре­чи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нару­шенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое раз­витие в целом.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиня­ется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нор­мально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются законо­мерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к при­ему, переработке, хранению и использованию информации. За­метим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых Показателей характерно только для определенного периода онтоге­неза. Например, замедленная скорость переработки информации При зрительном восприятии, менее точное и длительное хране-


ние наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых
детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школь­
ном возрасте (до 10—11 лет). На последующих этапах онтогенеза
дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам т
нормально слышащих сверстников. ;

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех катего-^ рий аномальных детей, является трудность словесного опосредство-| вания. У детей с нарушенным слухом эта закономерность може| иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучениЦ соотношение непосредственного и опосредствованного заломи! нания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запо! минания в отношении наглядного и словесного материалов. 1

Кроме того, для всех типов аномального развития характерн!
замедление процесса формирования понятий. У детей с наруше!
ниями слуха эта закономерность имеет свои временные и струк!
турные особенности проявления. Однако у данной категории да
тей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быт!
доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от уш
ственно отсталых детей, которые часто остаются во власти едн|
ничных наглядных образов). I

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделя ют две (по И. М. Соловьеву) характерные закономерности. 1

Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуя объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взая модействие со средой обеднено, общение с окружающими люди ми затруднено, в то время как необходимым условием успешно!! психического развития всякого ребенка является значительное воя растание количества, разнообразия и сложности внешних воздеи ствий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность тЯ кого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия стш новятся менее сложными и разнообразными, формирующая* система межфункциональных взаимодействий изменена. КомпИ ненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются™ иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдя ется несоразмерность в развитии наглядно-образного и словеснИ логического мышления (превалирует первое); письменная речйИ обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (писИ мо) — приобретает большую роль по сравнению с устной. Ш

Вторая закономерность — отличия в темпе психическая развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормам но слышащими детьми. И. М. Соловьев путь психического развя тия ребенка с нарушенным слухом представлял следующим оЯ разом: различия в психической деятельности между слышащш и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтояИ неза, возрастают в течение последующего времени. Так происмИ

156 1


дит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сур­допедагогических мероприятий состоит, таким образом, в созда­нии новых условий для психического развития, прежде всего — в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

Ш.1.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Преимущественной координатой нарушений развития в дан­ном случае является координата «снизу вверх». Асинхрония про­является в разной степени недоразвития одних систем восприя­тия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.

Рассмотрим, как выделенные общие и специфические законо­мерности психического развития детей с нарушениями слуха про­являются в процессе становления конкретных познавательных про­цессов.





Дата добавления: 2015-03-22; просмотров: 1084; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9619 - | 7578 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.