double arrow

III. 3. J. Предмет и задачи логопсихологии

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, кото­рая изучает психические особенности человека, имеющего рече­вые нарушения первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия пси­хического развития людей с различными формами речевой пато­логии.

Задачи логопсихологии.

1. Изучение специфики психического развития при первичных
речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

2. Изучение особенностей личностного и социального развития
у детей с речевой патологией.

3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи
и эффективных средств воспитания и образования.

4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позво­
ляющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных
по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слухо­
вой функции, задержки психического развития, сложных недо­
статков развития).

5. Разработка методов психологической коррекции и профи­
лактики речевых нарушений в детском возрасте.

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными пси­хологами (Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р.Лурией, Р.Е.Ле­виной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опо­средствовании психических процессов.

Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л. С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анали­затора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение раз­личных звеньев речевой системы при отсутствии специальных Коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограни­ченность сенсорных, временных и пространственных представле-Чий; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и кон­центрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточ-^ое умение строить умозаключения, устанавливать причинно-след-Ственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уро-Вень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с


речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общениц с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружа-ющим миром, к чувству отверженности и одиночества.

Для получения целостной картины структуры нарушения лого-психологии необходимо опираться на патопсихологию, на зна­ние закономерностей развития высших психических функций прц патологии развития, на общую и специальную психологию, воз­растную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Сле­дует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нару­шениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейро-лингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: