double arrow

Лингвистическая характеристика речи

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь—внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понима­ния речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения—вы­деление информационных моментов —формирование во внутрен­ней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой дея­тельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — по­нимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включаю' щий в себя:

фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звук*1 речи);

лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);


мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической.

На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие.

1. Фонетические нарушения — неправильное произношение
одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и зад­
неязычных звуков; нарушения твердости —мягкости, глухости —
звонкости согласных звуков).

2. Лексико-грамматические нарушения.
Среди этих нарушений выделяют:
ограниченный словарный запас;
обедненная фраза;

неправильное согласование слов во фразе; неправильное употребление предлогов, падежей; недоговаривания, перестановки.

3. Мелодико-интонационные нарушения:

неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);

нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (ти­хий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, виз­гливый, глухой, немодулированный).

4. Темпе-ритмические нарушения:

ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре голов­ного мозга процессов возбуждения (тахилалия);

замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);

прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скан­дирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологичес­кие итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание).

5. Нарушения письменной речи:
письма:

неправильная перешифровка фонемы в графему;

недописки;

пропуски и смешение букв в слове;

несогласование и перестановки слов в предложении;

выходы за строчку и др.

чтения:

замена и смешение звуков;

побуквенное чтение;

искажение звуко-слоговой структуры слова;

нарушение понимания прочитанного;

аграмматизмы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: