Использование баз данных в социально-педагогической деятельности

Разработка базы данных в социально-педагогической деятельности включает следующие этапы:

1. Определение цели создания базы данных. На первом этапе разработки базы данных необходимо определить ее назначение и как она будет использоваться. Сформулируйте вопросы, ответы на которые вы хотите получать с помощью базы данных. Создайте эскизы отчетов, которые хотелось бы получить. Соберите формы, которые вы уже используете для ввода данных. По мере определения предназначения базы данных начнет формироваться перечень необходимых данных. Зная это, можно определить, какие фактические данные следует сохранять в базе данных и по каким темам распределяются эти данные. Темам должны соответствовать таблицы, а данным - поля (столбцы) в этих таблицах.

2. Определение нужных полей в базе данных. Каждое поле содержит определенные фактические данные. Например, может потребоваться следующая информация: ФИО, адрес, номер телефона. Для каждого типа сведений следует создать отдельное поле. При составлении схемы полей учитывайте следующее.

Включайте все необходимые сведения. Разбивайте информацию на минимальные логические компоненты. Например, имена клиентов удобно разбить на два поля — «Имя» и «Фамилия», что облегчит сортировку по фамилиям.·

Не создавайте поля для данных, состоящих из нескольких элементов. Например, если создать в таблице «Преподаватели» поле «Предметы», содержащее перечень всех предметов конкретного преподавателя, будет трудно найти преподавателей, ведущих конкретный предмет.·

Не рекомендуется включать в таблицу данные, которые являются результатом выражения. Например, в таблице, содержащей поля «Стоимость» и «Количество», не следует создавать поле, содержащее произведение значений этих полей.·

Не создавайте поля, содержащие аналогичные данные. Например, если создать в таблице «Преподаватели» поля «Предмет 1», «предмет 2» и «Предмет З», будет трудно найти преподавателей, ведущих конкретный предмет. Кроме того, придется изменять структуру базы данных, если появится преподаватель, ведущий четыре предмета. Достаточно будет одного поля для предметов, если поместить это поле в таблицу «Предметы», а не в таблицу «Преподаватели».·

3. Определение таблиц, которые должна содержать база данных. Каждая таблица должна содержать информацию только на одну тему. Список нужных полей подскажет, какие требуются таблицы. Например, если будет использоваться поле «Дата приема», оно принадлежит теме сведений о клиентах, т.е. должно содержаться в таблице «Клиенты». Потребуются также таблицы «Консультаци», «Темы» и «Рекомендации».

4. Определение таблиц, к которым относятся поля. При решении вопроса, к какой таблице должно относиться каждое поле, необходимо учитывать следующие принципы разработки.

Включайте каждое поле только в одну таблицу.·

Не включайте поле в таблицу, если в результате его добавления одни и те же данные будут появляться в нескольких записях этой таблицы. Если оказывается, что поле таблицы содержит много повторяющихся данных, это поле, вероятно, помещено не в ту таблицу. Например, при включении поля, содержащего адрес клиента, в таблицу «Адреса» эта информация будет повторяться во многих записях, если клиент будет приходить на разные консультации. Если же поместить адрес в таблицу «Клиенты», он появится только один раз. Данные, хранящиеся только в одной таблице, обновляются только один раз. Это более эффективно и, кроме того, исключает возможность дублирования записей, содержащих разные сведения.·

5. Определение полей с уникальными значениями в каждой записи. Для связывания в Microsoft Access сведений, хранящихся в разных таблицах, например, для связывания клиента со всеми его консультациями, каждая таблица базы данных должна содержать поля или набор полей, однозначно определяющих каждую запись. Такое поле или набор полей называют первичным ключом.

6. Определение связей между таблицами. После разбиения сведений на таблицы и определения полей первичного ключа необходимо выбрать способ, которым Microsoft Access будет вновь объединять связанные сведения. Для этого следует определить связи между таблицами базы данных Microsoft Access.

7. Усовершенствование структуры базы данных. После создания нужных таблиц, полей и связей необходимо еще раз просмотреть структуру базы данных и выявить возможные недочеты. Желательно это сделать на данном этапе, пока таблицы не заполнены данными.

Создайте таблицы в Microsoft Access, создайте между ними связи и введите в таблицы достаточный объем данных для проверки структуры. Чтобы проверить связи в базе данных, посмотрите, удается ли создать запросы для получения нужных сведений. Создайте черновые формы и отчеты, посмотрите, отображаются ли в них те данные, что ожидались. Выполните поиск излишних повторов данных и исключите их.

8. Ввод данных и создание других объектов базы данных. Если структуры таблиц отвечают поставленным требованиям, то можно ввести все данные. Затем можно создать все необходимые объекты базы данных - запросы, формы, отчеты, страницы доступа к данным и др.

9. Использование средств анализа Microsoft Access. В Microsoft Access существуют два инструмента, помогающие усовершенствовать структуру базы данных Microsoft Access. Мастер анализа таблиц позволяет проанализировать структуру таблицы, предложить подходящие новые структуры и связи, а также разделить таблицу на новые связанные таблицы, если это имеет смысл. Анализатор быстродействия исследует всю базу данных и дает рекомендации по ее улучшению, а также может выполнить эти рекомендации.

Программное обеспечение системы дистанционогообучения -с овокупность программ для реализации целей и задач дистанционного обучения, обеспечивающих активную учебную деятельность.

Программное обеспечение должно базироваться на серийных, лицензионных программных продуктах.

В состав программного обеспечения должны входить средства централизованного контроля и управления как всей инфраструктурой комплекса в целом, так и его отдельными компонентами. Средства мониторинга должны отслеживать основные события, происходящие в системе, и о наиболее важных из них оперативно уведомлять администраторов. Должны быть предусмотрены механизмы автоматического выполнения необходимых операций как по расписанию, так и в ответ на возникновения определенных событий. Средства контроля и управления должны предоставлять администраторам системы возможность удаленного доступа для контроля и управления компонентами системы.

В состав программного обеспечения должны входить средства создания отчетности, позволяющие настраивать отчетность без привлечения программистов.

Программное обеспечение должно предоставлять возможности настройки для своевременного отражения требований к изменению обучающего процесса при изменении системы обучения и подготовки специалистов, при перепрофилировании учебного - заведения, открытие новых сфер деятельности, для создания новых обучающих дисциплин, изменения продолжительности, формы подачи.

Программные продукты сетевой технологии дистанционного обучения должны работать на всех основных платформах и операционных системах, в том числе на UNIX, Linux, Windows. Программное обеспечение должно обеспечивать эквива­лентное функционирование вне зависимости от аппаратного обеспечения и операционной системы.

Программное обеспечение должно обеспечивать высокую производительность. Оно должно быть достаточно быстродействующим и надежным, чтобы одновременно обслужить разнообразные потребности всех обучаемых, администраторов, разработчиков контента и преподавателей.

Программное обеспечение должно предусматривать масштабируемость. Составные части комплекса дистанционного обучения должны быть способны к расширению, предусматривать будущий рост, как в плане объема команд, так и размера студенческой аудитории.

Программное обеспечение должно обладать способностью к взаимодействию. Чтобы предоставлять контент из различных источников (учитывая авторские права) в различных аппаратно/программных средах многочисленных поставщиков, программное обеспечение должно базироваться на открытых промышленных стандартах, применяемых в Web: HTML, JSP, Servlet-s, J2EES, XML, SOAP и т.д. и поддерживать международные стандарты обучения: IMS, IEEE, AICC, SCORM и другие.

Программное обеспечение должно обеспечивать высокую готовность. Инфраструктура комплекса дистанционного обучения должна обеспечивать стабильный и непрерывный доступ к содержимому дисциплин вне зависимости от времени суток.

Составные части комплекса должны иметь развитые системы защиты от сбоев и надежные и прогнозируемые процедуры восстановления системы. Система должна обеспечивать механизмы создания резервных копий данных без остановки всего комплекса дистанционного обучения.

Программно-аппаратные требования для обучения в дистанционном режиме позволяют использовать практически любой современный персональный компьютер: Intel Pentium или аналогичный процессор с тактовой частотой 200MHz и выше. SVGA монитор, с разрешением экрана, как минимум, 800х600 точек и глубиной цвета 16 bit (рекомендуемое разрешение экрана — 1024х768). Звуковая карта, акустическая система или наушники. Доступ в Интернет со скоростью 28,8 кбит/с и выше. Операционная система семейства Microsoft Windows (98, ME, 2000, XP, 2003 или NT).

В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в ДО.

Лекции являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции. В дистанционном образовании особое значение имеют установочные лекции.

Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нереальном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран.

Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары могут проводиться в дистанционном образовании с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.

Консультации - одна из форм руководства работой слушателей и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

В ДО используются в основном консультации с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции.

Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент или когда необходимо произвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».

Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в ДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Применяется два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: