Становление современного рынка Узбекистана

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

__________________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И СТРАХОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Страховой рынок Узбекистана

Выпускная работа защищена

"__" ______________ 2012 г.

Оценка ________________

Секретарь ГАК_______

Выполнил студент факультета международных экономических отношений

(программа бакалавра)

Юсупов Бекзод Дилшадович

___________________

(подпись)

Научный руководитель

Д.э.н., профессор

Адамчук Наталья Георгиевна

­­­___________________

(подпись)

Москва

Оглавление

Введение. 3

Глава 1: Современное состояние рынка страховых услуг Узбекистана. 5

1.1 Становление современного рынка Узбекистана. 5

1.2 Обзор страхового рынка Узбекистана за 1-полугодие 2011 года. 11

1.3 Анализ финансовых показателей страховых компаний. 19

Введение

Актуальность работы определяется

Цель

Задачи

Аннотация по главам

Глава 1: Современное состояние рынка страховых услуг Узбекистана.

Становление современного рынка Узбекистана.

На сегодняшнем этапе развития экономики Узбекистана страховой рынок республики находится на важнейшем этапе своего ускоренного развития, расширения диапазона страховых услуг, укрепления партнерских связей с зарубежными страховыми компаниями. Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса в нашей стране. Создание современной инфраструктуры страхового рынка - это одна из важнейших стадий развития страхового дела в Узбекистане.

Необходимо отметить, что в республике развитие и реформирование страхового рынка стало возможным благодаря активной государственной политике в сфере страхования.

Началом становления отечественного страхового рынка следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого,- быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Государственная монополия на страхование была ликвидирована принятием Указа Президента Республики Узбекистан «О создании Государственной акционерной страховой компании «Узагросугурта» за №125 от 25 февраля 1997 года. В соответствии с этим указом на базе бывшего Главного управления государственного страхования была создана Государственная акционерная компания «Узагросугурта».

Необходимо отметить, что в деле реформирования государственного страхования накоплен интересный опыт. Основной упор при реформировании государственного страхования делался на создание крупных и надежных страховых компаний с участием государственного капитала. В связи с этим решениями Президента и правительства Республики Узбекистан в конце 90-х годов созданы крупные специализированные страховые организации, обеспечивающие покрытие специфических рисков: страхование эскпортно-импортных – Национальная компания экспортно-импортного страхования «Узбекинвест» - уставный капитал $60 млн.; рисков сельскохозяйственный товаропроизводителей – Государственно-акционерная страховая компания «Узагросугурта» - уставный капитал $1,4 млн.; городского страхования – ГАСК «Кафолат» - уставный капитал $0,5 млн.; и малого и среднего бизнеса – СА «Мадад» - уставный капитал $0,2 млн.

В стране в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по государственному регулированию страховой деятельности» за №286 от 8 июля 1998 года функции государственного органа, осуществляющего контроль за деятельностью страховых организаций на территории Республики Узбекистан, были возложены на Министерство финансов. Для реализации этих функций при министерстве была создана Государственная инспекция по страховому надзору, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов всех участников отношений.

Необходимо отметить, что до создания специального государственного органа, отвечающего за порядок на страховом рынке, в республике действовали, по разным оценкам, приблизительно 90 страховых компаний, многие из которых были с небольшим капиталом и с несоответствующим уровнем платежеспособности.[1]

После проведения государственным органом регистрации страховых компаний, действующих на тот период, по итогам 1998 года на рынке услуг работали 27 зарегистрированных страховых компаний. [2]

На данном этапе Государственной инспекцией по страховому надзору была осуществлена работа по созданию нормативно правовой базы, направленной на защиту прав и интересов страхователей, дальнейшее развитие сферы страхования, контроль за соблюдением профессиональными участниками страхового рынка законодательства о страховой деятельности. Так, инспекцией были установлены требования к платежеспособности страховщиков, порядок проверок деятельности страховых организаций и т.д

Данные предпринятые меры положительно отразились на развитие рынка страховых услуг страны и способствовали повышению качества предоставляемых страховых услуг.

Так, по итогам 2001 года на рынке страховых услуг осуществляли свою деятельность 28 страховых компаний. За 1998-2001 годы сбор страховых премий вырос в 5,4 раза, составив по итогам 2001 года $11 млн.[3]

При этом, за вышеуказанный промежуток времени существенно выросла доля премий, собранных по добровольным видам страхования. Если в 1998 году доля премий по добровольным видам страхования составляла 61,4 %, то в 2001 году данный показатель составил 77,6%.[4]

С ростом страхового рынка активизировались и инвестиционная деятельность страховщиков. По итогам 2001 года инвестированные в реальный сектор экономики средства страховщиков составил $56 млн., против $10 млн. в 1998 году.[5]

Несмотря на значительные темпы прироста основных показателей деятельности страховых организаций за 1998-2001 гг., стояла необходимость приведения национального страхового рынка в соответствие с требованиями рыночной экономики, создания условий для развития рынка страховых услуг, отвечающего международным стандартам, повышения профессионализма национальных страховщиков, регулирования отношений, связанных со страховой деятельностью и функционированием системы регулирования страхового рынка, способствующей защите интересов всех субъектов страхования.

В целях укрепления материально-технической базы страховых организаций и обеспечения их финансовой устойчивости, указом Президента «О мерах по дальнейшей либерализации и развитию страхового рынка» страховые организации независимо от форм собственности с 1 февраля 2002 года были освобождены от уплаты налога на доход (прибыль) сроком на 3 года с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие их материально-технической базы, создание разветвленной агентской сети в регионах, на подготовку кадров, в том числе за рубежом.

Также, в целях усиления экономических стимулов развития страхового рынка республики, было установлено, что расходы юридических лиц по добровольным видам страхования подлежат вычету из налогооблагаемой базы при расчете налога на доход в пределах норм, установленных законодательством.

Вышеупомянутый указ Президента стал новым импульсом для дальнейшего развития и реформирования страхового рынка Узбекистана. Так, 5 апреля 2002 года законодательным органом (Олий Мажлис) страны был принят новый Закон «О страховой деятельности», который вступил в силу с 28 мая 2002 года вместо закона «О страховании» от 6 мая 1993 года.

Главной задачей Закона «О страховой деятельности» стало создание условий для дальнейшего развития страхового рынка республики в соответствие с международном опытом и международными нормами и стандартами.

Закон “О страховой деятельности” стал актом прямого действия обладающий высшей юридической силы и определяющий правовые основы развития страхования, формирование страхового рынка и обеспечивающий создание равных возможностей на всей территории страны. Действующий закон определяет не только правовые и экономические принципы организации страхового дело, но и механизм их реализации.

В целях реализации задач установленных вышеуказанным указом Президента, а также нового закона правительством республики 27 ноября 2002 года было принято Постановление № 413 «О мерах по дальнейшему развитию рынка страховых услуг». [6]

На основании данного постановления в республике были установлены требования к минимальному размеру уставного капитала страховщиков, специализирующихся в:

- отрасли страхования жизни – в сумме, установленной $250 тыс.; отрасли общего страхования – в сумме, эквивалентной $150 тыс.

- перестраховочной деятельности (если предметом деятельности является исключительно перестрахование) – в сумме, эквивалентной $2 млн.

Для страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию, минимальный размер уставного фонда определяется в сумме, эквивалентной $500 тыс.

Также данным постановлением был введен механизм лицензирование страховщиков и страховых брокеров, а также определен норматив годовых расходов для юридических лиц по добровольном видом страхования, в размере двух процентов от годового объема выручки от реализации продукции (работ, услуг).[7]

Так, на основании данного постановления в 2003 году получили лицензии 20 страховщиков и один страховой брокер.

Вышеуказанные меры подняли страховой рынок Узбекистана на новый уровень развития. За 1998-2003 годы наблюдалось уменьшение количества страховщиков, но это не отразилось на качественных показателях. В основном не смогли получить лицензии те страховщики, которые не могли отвечать лицензионным требованиям, то есть компании с несоответствующим уровню капитализации.

Так, с 1998-2003 год существенный рост совокупного уставного капитала наблюдался в 2001 году. В 2001 году по сравнению с 1998 годом совокупный размер уставного капитала страховщиков республики увеличился на 30%, однако в 2002 году данный показатель сократился на 5%, что связано с введением требования к минимальному размеру уставного капитала страховщика, повлекшего за собой выход с рынка слабых, в финансовом плане, страховщиков.

Однако уже в 2003 году совокупный размер уставного капитала страховщиков, по сравнению с предыдущим периодом, увеличился на 25%, а по сравнению с 1998 годом в 1,55 раз.[8] Следовательно, рост данного показателя в 2003 году не только позволил компенсировать падение показателя в предыдущем году, но и продемонстрировал позитивные результаты мер, предпринятых для дальнейшего развития и реформирования рынка страховых услуг Узбекистана.

Необходимо отметить, что 2007 год стал еще одним знаменательным этапом в деле дальнейшего реформирования и развития отечественного страхового рынка. Так, было принято Постановление Президента № ПП-618 от 10 апреля 2007 года «О мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг» и утверждена Программа реформирования и развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2007-2010 годы, которая направлена на решение ряда существующих объективных причин сдерживающих развитие страхового рынка:

- относительно низкий уровень спроса на страховые услуги из-за недостаточной прозрачности страхового рынка, невысокого качества предлагаемых страховых услуг и отсутствия стимулов по накопительным видам страхования жизни;

- низкий уровень развития инфраструктуры страхового рынка, особенно компаний по страхованию жизни;

- практическое отсутствие законодательной базы по обязательным видам страхования соответствующим международной практике (страхование автогражданской ответственности, страхование ответственности работодателя, страхование жилья от землетрясений) и недостаточность внедрения международных стандартов регулирования страховой деятельности и надзора за ней.

Необходимо также отметить, что полноценная инфраструктура страхового рынка включает в себя актуариев, страховых посредников (страховых брокеров и страховых агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, аджастеров, службу ассистанс).

Действующее законодательство в сфере страхования требовало совершенствования, в том числе более четкого определения функционального страхового рынка.

Положением «О профессиональных участниках страхового рынка», утвержденным вышеуказанным постановлением Президента, были определены функциональные предназначения и особенности деятельности профессиональных участников страхового рынка.

Реализация мер, предусмотренных вышеуказанным постановлением, позволит: укрепить стабильность и надежность отечественного страхового рынка, построить эффективную систему обязательного страхования, способствовать созданию полноценной инфраструктуры страхового рынка, улучшить кадровый потенциал в сфере страхования и позволит поднять рынок страховых услуг республики на совершенно новый качественный уровень.

Выше я постарался изложить процесс становления современного страхового рынка Узбекистана, не останавливаясь на каких либо качественных показателях или законодательных документах, стараясь продемонстрировать последовательность предпринятых в республике мер, направленных на развитие рынка страховых услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: