К практическим занятиям

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по разделам: «Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний» и

«Филогенез важнейших систем органов позвоночных».

Архангельск - 2002


В предлагаемом методическом пособии представлен материал к практическим занятиям по разделам: Медицинская паразитология и филогенез органов и систем органов позвоночных включая человека. Рассмотрены вопросы морфологии и жизненных циклов возбудителей протозоозов, гельминтозов; особенности распространения заболеваний, вызываемых простейшими и гельминтами, морфология и жизненные циклы переносчиков трансмиссивных заболеваний из типа членистоногие, а также вопросы филогенеза важнейших систем позвоночных: артериальной, нервной, мочеполовой.

Методическое пособие составлено преподавателями каф. мед. биологии и генетики СГМУ, доцентами А.С. Ладыгиной, В.Я. Камкиной, Н.Г. Агеевой, асс. А.В. Хромовой, асс. Е.Л. Курочкиной под редакцией докт. биол. наук, проф. Н.А. Бебяковой.

Рецензенты: зав. каф. инфекционных болезней СГМУ

доц., к.м.н. В.М. Агафонов.

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом СГМУ.
ТЕМА: «Тип Простейшие. Классы Жгутиковые-Flagellata и Инфузории- Infusoria».

Продолжительность занятия - 90 мин.

Актуальность темы: определяется наличием на Европейском Севере и в других регионах России таких протозойных заболеваний человека как лямблиоз, трихомониазы, балантидиоз а также возможностью завоза из стран ближнего зарубежья и стран с тропическим климатом таких природно- очаговых протозоозов как лейшманиозы и трипаносомозы.

Мотивация занятия: Знания, полученные в ходе изучения данной темы, будут необходимы при изучении курсов микробиологии, инфекционных, венерических болезней и др. клинических дисциплин, а также в профессиональной деятельности врачам общей практики, инфекционистам, педиатрам и др.

Цель занятия:

В ходе изучения данной темы студенты должны знать:

- особенности строения вегетативных форм простейших,

- жизненные циклы,

- инвазионные для человека стадии,

- циркуляцию в природе (для возбудителей природно-очаговых заболеваний).

В ходе изучения данной темы студенты должны уметь:

- дифференцировать вегетативные формы, цисты представителей классов жгутиковых и инфузорий,

- ставить лабораторный диагноз по готовым препаратам простейших,

- решать ситуационные задачи на моделирование эпидпроцесса при протозойных заболеваниях, вызываемых паразитическими жгутиковыми и балантидием.

Задания на самоподготовку:

Используя базовые знания из курса средней школы (тема: Тип простейшие), учебную литературу по курсу биологии для МедВузов, дополнительную научную литературу и лекции, необходимо подготовить к занятиям следующие вопросы:

1. Характеристика и важнейшие представители типа простейшие. Медицинское значение простейших.

2. Характеристика класса жгутиковые. Морфология вегетативных форм и жизненные циклы лямблий, трихомонад, лейшманий, трипаносом.

3. Характеристика класса инфузорий. Морфология вегетативной формы и жизненный цикл балантидия.

4. Названия типа, классов и представителей согласно международной номенклатуре.

5. Особенности циркуляции возбудителей лейшманиозов и трипаносомозов в природных очагах (источники инвазий, способы инвазирования).

6. Заполнить в альбоме таблицу: «Сравнительная характеристика паразитических жгутиковых и инфузорий» (см. приложение).

Морфофизиологическая характеристика простейших:

Тип простейшие представлен одноклеточными формами. Клетка у простейшего, как и у многоклеточных, имеет те же структурные компоненты (ядро, цитоплазму, мембрану), но представляет собой целостный организм, обладающий всеми физиологическими функциями, свойственными животному организму. В цитоплазме простейших, кроме органоидов общего назначения, имеются органеллы специального назначения, выполняющие функции движения, питания и пищеварения, выделения и осморегуляции, защиты, представленные у разных форм различными структурами.

· В жизненном цикле большинства простейших наблюдается смена трех жизненных форм (или двух сопряженных онтогенезов), обусловленная чередованием различных способов размножения.

· Преобладающим способом размножения является бесполое (вегетативное)- путем деления материнской особи на две или более дочерних. Поэтому основными жизненными формами у простейших являются вегетативные формы. Половое размножение не является регулярным у большинства видов, кроме представителей класса споровики. У последних половое размножение чередуется с бесполым и сопровождается образованием морфологически отличных микро- и макрогамет (половые формы). При неблагоприятных условиях простейшие способны переходить в стадию цисты, выполняющую защитную и расселительную функцию вида.

· У ряда паразитических видов утрачена способность к половому размножению и цистообразованию, что объясняется трансмиссивным путем передачи их от одного хозяина к другому, исключающим пребывание паразита во внешней среде.

· Основными средами обитания простейших являются вода и влажная почва, но многие представители этого типа в процессе эволюции освоили среду живого организма, т.е. перешли от свободного существования к паразитическому. Переход к паразитизму у простейших сопровождался рядом регрессивных и прогрессивных адаптаций, таких как упрощение организации у внутриклеточных паразитов, усложнение жизненных циклов по сравнению со свободноживущими видами того же класса.

Простейшие являются процветающей в данный момент группой животных, благодаря большому количеству идиоадаптаций, возникших в процессе эволюции (например, разнообразие органов движения, способов питания и др.)

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите паразитических представителей класса жгутиковые.

2. Органоиды передвижения у трипаносом.

3. Виды трихомонад, паразитирующих у человека, их отличия.

4. У кого из жгутиковых имеется ундулирующая мембрана?

5. Какой биологический материал можно использовать для обнаружения лямблий, балантидиев?

6. Назовите способы заражения человека паразитическими жгутиковыми.

7. В клинику доставлен больной с симптомами поражения ЖКТ. При исследовании дуоденального содержимого было обнаружено множество мелких простейших грушевидной формы с двумя ядрами. Какое протозойное заболевание у больного? Можно ли быть уверенным, что данный паразит является причиной поражения ЖКТ?

Оснащение занятия: таблицы, микропрепараты, микроскопы.

На занятии необходимо выполнить следующие работы:

I КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ - Flagellata

Работа № 1 .Трипаносома- Trypanosoma gambiense

Изучить под иммерсионным объективом особенности морфологии вегетативной формы трипаносом на готовом микропрепарате мазка крови больного сонной болезнью. Обратить внимание на форму тела, найти ядро и блефаропласт, ундулирующую мембрану, жгутик. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 2. Лейшмании- Leishmania tropica,

Изучить, пользуясь иммерсионным объективом, морфологию вегетативной лептомонадной формы лейшмании на готовом препарате содержимого кишечника переносчика москита. Обратить внимание на форму тела, найти ядро и блефаропласт, жгутик. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 3. Лямблии- Lamblia intestinalis

Изучить под иммерсионным объективом морфологию вегетативных форм и цист на готовом препарате культуры лямблий. Обратить внимание на количество жгутиков, их прикрепление, двустороннюю симметрию тела, аксостиль, присасывательный диск и наличие двух ядер. Вегетативные формы и цисты зарисовать в альбом.

Работа № 4. Трихомонады- Trichomonas hominis et Tr. vaginalis

Изучить по микрофотографиям особенности морфологии вегетативных форм кишечной и урогенитальной трихомонад. Отметить наличие аксостиля и ундулирующей мембраны.

II. КЛАСС ИНФУЗОРИИ - Infusoria

Работа № 5. Балантидий- Balantidium coli

Изучить по микрофотографии особенности строения вегетативной формы балантидия, отметив его сходство со свободно живущей инфузорией- туфелькой. Обратить внимание на особенности строения цисты (сохранение ресничек и подвижности паразита в цисте).

Работа №6. Сравнительная характеристика паразитических жгутиковых и инфузорий.

Заполнить таблицу по предлагаемой схеме (см. приложение).

Контроль сформированности практических умений.

Определение «немых» препаратов и биологических объектов на «немых» микрофото.

1. Решение ситуационных задач на моделирование эпидпроцесса при протозойных заболеваниях.

2. Защита протокола занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: