Краткое содержание оперы. Пролог. Двор Новодевичьего монастыря

Пролог. Двор Новодевичьего монастыря. Пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить Бориса Годунова принять царский венец. Народ, собравшийся на следующий день перед Успенским собором, славит новоявленного царя. Душа Бориса Годунова полна тягостными предчувствиями... На совести Бориса лежит убийство законного наследника престола царевича Димитрия - младшего сына Ивана Грозного.

В келье Чудова монастыря отшельник Пимен пишет правдивую летопись воцарения Бориса. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. Он поражен совпадением внешних примет своих и царевича и принимает решение назваться Димитрием, будто бы чудом спасшимся от Борисам, и вступить с ним в борьбу за царский престол. Для осуществления своих планов самозванцу необходима поддержка литовских войск. Он пытается тайно пересечь российскую границу, но там его вместе с беглыми монахами Варлаамом и Михаилом пытаются задержать царские приставы. Обманным путем Григорию все же удается бежать.

В царском тереме Борис утешает дочь Ксению, у которой умер жених. В государственных делах царю нет удачи. Народ не любит царя Бориса. Его большой диалог “Достиг я высшей власти” насыщен скорбью и трагическими предчувствиями. Лукавый царевич Василий Шуйский приносит царю весть о появлении в Литве самозванца, которого поддерживает польский король. Борис в смятении: ему чудится призрак убитого царевича Димитрия.

В третьем акте оперы честолюбивая польская красавица Марина Мнишек мечтает покорить самозванца и стать вместе с ним властительницей Руси. В развернутой сцене у фонтана она называет самозванца царевичем и заявляет, что лишь тогда будет принадлежать ему, когда он станет царем.

Собравшийся перед храмом Василия Блаженного народ верит, что царевич Дмитрий жив, и с его приходом кончится произвол Бориса. Во время царского шествия народ с отчаянием просит Бориса: “Хлеба!”. Юродивый бросает в лицо царю тяжкое обвинение, называя его царем-Иродом, и просит зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Кремле, во время заседания боярской думы, появляется царь Борис, в страхе отгоняющий от себя призрак убиенного царевича. Князь Василий Шуйский намеренно привел на заседание думы летописца Пимена, который рассказывает Борису о чудесных исцелениях, совершающихся над могилой царевича Димитрия. Этот рассказ окончательно подрывает силы Бориса. Едва успев произнести последние слова напутствия своему сыну Федору, царь умирает.

Последняя картина оперы - грандиозная по размаху и драматургической силе сцена крестьянского восстания против неправедного царя. Действие происходит на лесной опушке под Кромами, где народ расправляется с плененным борисовым воеводой и польскими езуитами-мессионерами. Появляется Самозванец. Народ радостно приветствует его: “Смерть Борису!”. Кульминацией этой картины является хор “Расходилась, разгулялась сила молодецкая”.

Опера завершается плачем Юродивого, который предрекает народу новые невзгоды. “Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд”, - поет он.

Правдивое изображение простых людей из народа было постоянной мечтой композитора. “Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью - мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального”, - писал композитор художнику И.Е. Репину.

“Народ в “Борисе Годунове” изображен Мусоргским в таких формах правды и реальности, каких до него еще никто не пробовал... Монахи Варлаам, Мисаил, хозяйка корчмы, мамка, пристав, юродивый, наконец, многие лица без имени в народных сценах и всего больше народные массы крестьян и баб в первом и последнем акте - это все типы, небывалые еще в операх и в России, и во всей Европе”, - писал В.В. Стасов.

Отношение к народу как к главному герою своих опер имело следствием значительное повышение роли массовых хоровых сцен.

В трагедии А.С. Пушкина “народ безмолвствует”, а в музыкальной драме М.П. Мусоргского народ - активное действующее лицо.

Строение оперы тесно связано с ее драматургией. Мусоргский отказывается от номерного строения. За редким исключением, все строится в свободной развивающейся форме, смене диалогов, монологов, массовых сцен, вытекающих из самого действия драмы. Важную роль играют лейтмотивы - определенные музыкальные характеристики того или иного персонажа или же действия.

Реалистическая народная музыкальная драма Мусоргского открыла собой новое направление в развитии оперы.

Опера “Борис Годунов” была написана в период с 1868 по 1872 годы. Первоначальная редакция оперы (1869 год) заканчивалась смертью царя Бориса, вторая редакция (1872 год) включила в себя польский акт и сцену “Под Кромами”, завершающую оперу, - сцену народного восстания против царя Бориса. Премьера оперы состоялась 24 января 1874 года в Петербурге и имела огромный успех.

К сожалению, успех этой премьеры еще больше обострил внутренние противоречия между членами бывшего творческого союза. У многих появилось чувство зависти. Ц. Кюи выступил в печати с разгромной статьей: “Борис Годунов” - произведение незрелое. Незрелость сказывается во всем: в либретто, в увлечении звукоподражаниями: в первой сцене хохочут, а в последней - галдят без определенных норм. Все это происходит от неразборчивого, самодовольного и спешного сочинительства”. Ему вторила официальная пресса. Она называла оперу “какофонией в пяти действиях”, “самой подлой и пошлой пародией на музыку” (П.И. Чайковский), “позором на всю Россию”. Мусоргский воспринял эту критику как удар ножом в спину. Композитор остался в одиночестве. “Могучая кучка” выродилась в бездушных изменников”, - с горечью жаловался он в письме к В. Стасову.


* * *

Первым произведением, появившимся вслед за “Борисом Годуновым”, была фортепианная сюита из 10 пьес под названием “Картинки с выставки”. Замысел сюиты возник под впечатлением от посмертной выставки работ друга композитора, художника Гартмана.

Цикл начинается со вступления, ставшего лейтмотивом, сквозной темой произведения. Автор назвал его “Прогулка”. Вступление передает спокойное, неторопливое движение посетителя по залам выставки. За вступлением следует череда разнохарактерных “картинок”: “Гном”, “Старый замок”, “Тюильрийский сад”, “Быдло”, “Балет невылупившихся птенцов”, “Лиможский рынок”, “Богатырские ворота” и другие. Музыка вступлений периодически в несколько измененном виде повторяется между “картинками”, благодаря чему цикл обретает необходимое единство.

В XX веке сюиту “Картинки с выставки” переложил для оркестра французский композитор Морис Равель - большой почитатель творчества Мусоргского.

Середина 70-х гг. - черная полоса в жизни композитора. “Могучая кучка” фактически распалась. Одиночество, материальная нужда, нападки реакционной критики, неустроенность личной жизни привели к тому, что Мусоргский страдал, внутренне надломился, запил. Его организм сильно ослабел. Спасение было только в творчестве. В эти годы он сочиняет два трагических вокальных цикла: “Без солнца” и “Песни и пляски смерти”. Оба цикла написаны на стихи близкого друга композитора, поэта А. Голенищева-Кутузова.

Еще до завершения “Бориса Годунова” и создания этих вокальных циклов Мусоргский начал кропотливую работу по изучению исторических документов, необходимых для создания еще одной музыкальной народной драмы. Ею стала опера “Хованщина”. Период русской истории, отраженный в опере, предшествовал царствованию Петра I. Само слово “хованщина” - прозвище, данное Петром заговору стрельцов под предводительством князя Хованского. Стрельцами на Руси называлась пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Страной в то время практически правила царевна Софья, опиравшаяся на стрельцов. Борьба старого и нового была кровавой. Восстание стрельцов было подавлено, Хованский погиб от руки наемного убийцы, раскольники во главе со старцем Досифеем, его духовной дочерью Марфой (центральный женский образ оперы) и ее возлюбленным князем Андреем Хованским идут на самосожжение, узнав, что их скит окружен петровскими войсками.

Петр I - носитель идей нового мира - не выведен в опере в качестве главного положительного героя. Он вовсе отсутствует. Это не случайно. Из всего текста оперы явственно проступает личная позиция автора: он сочувствует старой Руси, самобытному русскому миру, гибнущему под натиском европеизированных сил.

Все действие в “Хованщине” направлено к трагическому завершению. Последняя сцена оперы - самосожжение раскольников. Как чуткий художник, Мусоргский вполне осознавал неизбежность гибели старого мира, но он видел, что и петровские реформы не принесут народу облегчения.

Мусоргский назвал эту оперу народной музыкальной драмой. Как и в “Борисе Годунове”, главным действующим лицом оперы является народ. Если Глинка первым из русских композиторов сделал русского мужика героем своей оперы, то Мусоргский первым из композиторов главным героем своих опер сделал народ. Ему удалось вывести на оперной сцене различные слои и группы народа - стрельцов, раскольников, пришлых людей. В их музыкальных характеристиках Мусоргский опирался на народные крестьянские песни и раскольничьи гимны.

Наиболее известным фрагментом оперы “Хованщина” является оркестровое вступление “Рассвет на Москве-реке”. Композитор средствами симфонического оркестра рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, звуки стрелецкой трубы, крик петуха, пенье птиц, и над всем этим - яркие лучи восходящего солнца. Это вступление часто исполняется как самостоятельная концертная оркестровая пьеса.

Опера посвящена В.В. Стасову, помогавшему композитору в работе и советами, и участием, и розыском необходимых исторических документов.

Не одного Мусоргского интересовала эта переломная эпоха. Этой теме посвятили свои полотна И.Е. Репин (“Царевна Софья”, 1879), В. Суриков (“Утро стрелецкой казни”, 1871, “Боярыня Морозова”, 1887).


* * *

В последние годы жизни М. Мусоргский чувствует себя особенно одиноким. С потерей службы пришла настоящая нищета. Жить было негде. Здоровье композитора окончательно расшаталось. Тяжело больной, измученный, Мусоргский стараниями друзей был помещен в солдатский госпиталь, где он через месяц скончался в возрасте 42 лет. О состоянии Мусоргского в эти последние дни дает представление знаменитый портрет композитора кисти И. Репина, сделанный им с натуры в госпитале за несколько дней до кончины великого русского композитора. Смерть Мусоргского часто приписывают алкоголю. Но это лишь внешняя причина. Он умер под бременем превышающих человеческие возможности свершений, на которые обрекла его гениальность. Мусоргский слишком сроднился с своим творчеством. Он буквально поселился в мире своих персонажей, а персонажем его был народ. Композитор имел мужество любить этот народ и не боялся замараться. Он ушел слишком далеко вперед, а оглянувшись, увидел, что остался совершенно один: на музыкальном горизонте никого. Творчество безжалостно перемололо изысканного франта и выбросило на поверхность совершенно иного человека: величественного и опустившегося. Мусоргский надел маску юродивого и не снимал ее до конца - прятал себя настоящего.

За все, что было создано им на протяжении всей жизни, Мусоргский получил от издателей 701 рубль 50 копеек.

Над могилой Мусоргского никто не проронил ни слова. Лишь позже в некрологе В. Стасов напишет: “Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру. Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества: почти никто из них не живет долго, почти никто из них не совершает всего, к чему был призван и для чего родился. Почти все скошены на полдороге”.

После смерти Мусоргского оперу “Хованщина” завершил и отредактировал Н.А. Римский-Корсаков. Мировая слава пришла к композитору посмертно. Его творчество оказало большое влияние на развитие отечественной и мировой музыкальной культуры. Под воздействием его сочинений сложился композиторский стиль Дебюсси, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.


Контрольные вопросы по теме

“Жизнь и творчество М.П. Мусоргского”

1. Какое образование получил М. Мусоргский?

2. Что послужило программой симфонической увертюры Мусоргского “Ночь на Лысой горе”?

3. Какие события русской истории легли в основу трагедии А.С. Пушкина и оперы М. Мусоргского “Борис Годунов”?

4. Какое фортепианное сочинение написал Мусоргский вслед за оперой “Борис Годунов”? Кто оркестровал его уже после смерти композитора?

5. В чем отличие трактовки народа в опере Мусоргского от трагедии Пушкина?

6. Как называется вторая незаконченная опера Мусоргского? Кто автор ее либретто?

7. Кто такие стрельцы? раскольники?

8. Почему Мусоргский не сочувствовал реформам Петра I?

9. Как называется оркестровое вступление к опере “Хованщина”?

10. Расскажите о последних годах жизни композитора.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

По характеру своего музыкального дарования А. Бородин из всех “кучкистов” более всего походил на М. Глинку.

Бородин был необычайно разносторонней натурой: великий композитор, выдающийся ученый-химик, крупный общественный деятель, талантливый дирижер и литератор.

Стиль любого композитора - это он сам. Характер музыки Бородина является отражением его внутренней гармонии, цельности его мировоззрения. Бородин воспринимал жизнь без излишних психологических рефлексий, объективно и оптимистически, как источник силы и радости. Во всем, что делал Бородин, ощущались ясность мысли и широкий размах. Герои Бородина - цельные и гармоничные натуры, которым не свойственен внутренний разлад, мучительные конфликты. Его, как и М. Глинку, привлекали цельные характеры, чистый, здоровый и высоконравственный мир. Источником таких образов послужили для композитора фольклор и древняя русская литература.

Русское богатырское, эпическое - это и есть, в первую очередь, “бородинское” в музыке. Его музыка подобна неторопливо изложенной летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы.

Музыкальные сочинения Бородина отличает удивительное чувство формы. Композитор, как на точных весах, взвешивал и рассчитывал все пропорции будущего сочинения. Это свойство мышления ученого. До конца своей жизни Бородин так и не смог решить вопрос, кто же он больше - композитор или ученый. Однако слава Бородина-композитора, создавшего оперу “Князь Игорь”, две симфонии, симфоническую поэму “В Средней Азии” и множество романсов, намного превзошла славу ученого-естествоиспытателя.

* * *

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1838 года в Петербурге. Будучи внебрачным сыном грузинского князя Л. Гедианова, Бородин при рождении был записан сыном камердинера князя, крепостного Порфирия Бородина.

Бородин получил прекрасное домашнее воспитание и образование: владел несколькими языками, умел играть на фортепиано, флейте и виолончели. В детстве же определились основные увлечения Бородина, ставшие затем его профессиями, - химия и музыка.

В 26 лет Бородин оканчивает Медицинско-хирургическую академию, а через два года защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Еще через некоторое время Бородин становится академиком.

По возвращении из заграничной стажировки Бородин становится профессором Медико-хирургической академии. Его научные труды печатают многие европейские журналы.

Творческая активность Бородина резко возросла благодаря сближению с Балакиревым (1862) и участию в деятельности его кружка. Общение с Балакиревым и другими композиторами “Могучей кучки” совершило переворот в художественном сознании композитора. Исполнение в 1869 году первой симфонии принесло Бородину как композитору общественное признание. Бородин вместе с Чайковским стал основоположником русской классической симфонии. Тогда же были задуманы и два монументальных сочинения - опера “Князь Игорь” и Вторая симфония, которую впоследствии В. Стасов назвал “Богатырской”. Симфонию, законченную в 1876 году, сначала по достоинству оценила европейская публика, а затем уже русская. Героическое, богатырское начало, заложенное в симфонии, ощущается всеми, кто ее слушает. Всех поражают масштабность, монументальность, стихийная мощь этой музыки. В Симфонии традиционно четыре части. Сам Бородин говорил, что в 1-ой части симфонии он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленном Адажио - фигуру легендарного Баяна, а в финале - сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы.

Идею создания оперы на сюжет “Слова о полку Игореве” и подробно разработанный сценарий принес Бородину в апреле 1869 года В.В. Стасов. Полный текст оперного либретто композитор написал сам. Ему удалось воссоздать поэтику и специфические обороты русской народной речи. Многие специалисты-филологи расценивали оперу Бородина как специфический литературно-музыкальный перевод древнерусского первоисточника.

Музыка и слово в этой опере неразрывно связаны. Это произошло потому, что текст оперы Бородин сочинял одновременно с музыкой. Заранее написанного кем-то либретто не существовало.

Перед началом работы над оперой композитор изучил все документы, относящиеся к этому историческому периоду жизни Руси. Чтобы придать действию оперы историческую достоверность, глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучил исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, их музыку, русские былинные напевы.


Композитор то брался за оперу, то её откладывал. По поводу “Князя Игоря” он писал жене: “Куда мне, в самом деле, связываться с оперой. Труд и потеря времени громадная; постановка неверна еще; да если и поставят, то где мне возиться с целым ворохом мелких хлопот, неприятностей с дирекцией, с артистами, с репетициями и пр. А сюжет между тем, как ни благодарен для музыки, вряд ли может понравиться публике”.

* * *

Опера, посвященная памяти М.И. Глинки, начинается с величественного хора “Уж как на небе солнцу красному слава”. Это изначально делает оперу эпически монументальной. Глинка заканчивал своего “Ивана Сусанина” хором “Славься”, а Бородин сразу же начинает повествование с величественной хоровой сцены. Могучий хор пролога написан на подлинный текст из “Слова”. Он обрамляет драматический перелом действия в прологе - оркестровую картину затмения солнца.

Оперный князь Игорь сильно отличается от своего прообраза. Бородин стремился создать сильную, значительную, во многом собирательную личность, воплотившую в себе все черты идеального государственного деятеля.

Игорь вполне осознает свое историческое предназначение - спасти Русь от половецкого ига. Именно поэтому для него так невыносим плен, в котором он оказался вместе со своим сыном Владимиром. Чувства эти гениально раскрыты композитором в знаменитой арии Игоря из второго действия “О, дайте, дайте мне свободу!”.

Ярославна - жена Игоря - образ собирательный. Она выведена в опере как любящая супруга и как мужественная княгиня, сохраняющая достоинство и силу воли в любых обстоятельствах. Лиричность, женскую нежность Ярославны композитор раскрыл в ее знаменитом Плаче из четвертого действия. Она обращается к ветру, к солнцу, к Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. По музыке этот плач очень близок подлинным народным причитаниям и голошениям.

Для оттенения эпического характера главных героев Бородин ввел в оперу гудошников Скулу, Егошку и князя Галицкого. Этих персонажей нет в “Слове”, их придумал сам композитор. Галицкий - брат Ярославны - олицетворяет в опере зло княжеских междоусобиц на Руси. Скула и Ерошка - трусливые беглые воины из Игорева войска - любящие сытую, спокойную и хмельную жизнь. Композитор делает их ближайшими помощниками беспутного князя Галицкого.

Музыкальный материал, характеризующий половцев, обладает высокими художественно-эстетическими качествами. Бородин, как и Глинка, считал, что понятие “враг” не означает плохой, как и понятие “свой” не значит хороший. Вспомним, какой прекрасной танцевальной симфонической музыкой охарактеризованы поляки - враги русского государства в опере “Иван Сусанин”.

Композитор сумел передать восточный колорит песен и плясок половцев, максимально приблизив их к народным. Наиболее известны “Половецкие песни и пляски” из второго действия оперы. В опере эта балетная сцена изображает “развлечение”, которое устроил могущественный хан Кончак для своих пленников - князя Игоря и его сына Владимира. Задумчиво-медленную песню половецких девушек “Улетай на крыльях ветра” сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющая доблесть и силу хана Кончака. Она сменяется пляской мальчиков. Все завершается общей кульминационной пляской. “Половецкие песни и пляски” представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту и часто исполняются в концертах отдельно от оперы. На премьере оперы публика нашла эту музыку Бородина шокирующим проявлением необузданных стихийных сил. Однако когда “Половецкие пляски” были исполнены в Париже в Русских сезонах Дягилевской труппой (1909), они стали художественной сенсацией.

В отличие от речитативных опер Даргомыжского, Мусоргского, опера Бородина пронизана яркой лирической мелодичностью. Сам композитор тяготел к закругленным вокальным оперным номерам (ариям, хорам, ансамблям).

Мелодии Бородина льются спокойно и плавно. Опираясь в своем творчестве на народную музыку, Бородин никогда не цитировал её, но обобщенно воспроизводил наиболее характерные, устойчивые фольклорные интонации.


* * *

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены (астма) и её частые отъезды, отсутствие режима, необходимого для научной и творческой работы, привели к тому, что работа над оперой растянулась на 18 лет, но так и не была завершена. Большей частью композитор работал урывками и в то время, когда был нездоров и оставался дома. “Зимою я могу писать музыку только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу кое-чем заняться. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни”.

Последнее крупное завершенное сочинение Бородина - программная симфоническая картина “В Средней Азии” (1880).

Бородин скончался скоропостижно на балу от внезапного сердечного приступа 15 февраля 1887 года. Он собрал у себя молодежь в последний день Масленицы и устроил костюмированный вечер. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Изношенное непосильной нагрузкой, сердце не выдержало. Жена Бородина, сама тяжело больная астмой, в это время была в Москве.

После скоропостижной кончины Бородина его оперу завершили Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов. Их большой подвижнический труд помог опере найти путь на сцену.

Не будь Римского-Корсакова, русская музыка осталась бы без таких опер, как “Хованщина” и “Князь Игорь”. С бескорыстной преданностью истинного друга он принял на себя этот огромный труд. В годы редактирования этих опер Римский-Корсаков совсем отказался от сочинения собственных опер. Следует добавить, что композитор выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив ни единой копейки ни от издательства, ни от театра.


Контрольные вопросы по теме

“Жизнь и творчество А. Бородина”

1. Назовите отличительные качества музыкального стиля Бородина.

2. Кем был Бородин по профессии? Почему Бородин не оставлял официальной службы ради музыкального творчества?

3. Как называется Вторая симфония Бородина?

4. Кто является “крестным отцом” оперы “Князь Игорь”? Что послужило литературной основой оперы?

5. Кому посвящена опера “Князь Игорь”?

6. Назовите отрицательных персонажей оперы “Князь Игорь”.

7. Как называется знаменитая ария Игоря из второго действия оперы?

8. Что представляют собой “Половецкие песни и пляски”?

9. Сколько лет сочинялась опера “Князь Игорь”?

10. Почему друзья Бородина желали ему нездоровья?

11. Кто завершил оперу “Князь Игорь”?

12. Отчего умер Бородин?

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1909)

Н.А. Римский-Корсаков был самым молодым из “кучкистов”. На рубеже 60-70-х годов он, как и Мусоргский, увлекся идеей создания народной музыкальной драмы. Однако определяющими для оперного творчества композитора стали эпос и сказка. Римский-Корсаков - создатель национальной оперы-сказки и оперы-былины.

Римский-Корсаков говорил: “В сущности, род моего творчества - это сказка, былина, и непременно русские”. В его произведениях оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности, такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора.

Свойственное Римский-Корсаков обостренное чувство прекрасного нашло свое отражение в музыкальных пейзажах. Картины леса, моря, разгорающийся зари, звездного неба, пейзажи Севера и Юга, передача всевозможных голосов природы - все это свидетельствует о том, что Римский-Корсаков был наделен особым даром музыкального живописца.

По богатству и разнообразию воссозданных в оперном творчестве характеров, творчество Римского-Корсакова не знает себе равных в истории музыкального искусства.

Н.А. Римский-Корсаков родился в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье. В 12 лет его отдают в петербургский Морской кадетский корпус. Занятия в корпусе шли параллельно с частными уроками музыки.

В 1861 году он познакомился с Балакиревым и вскоре вошел в его музыкальный кружок. Еще через год Римский-Корсаков заканчивает Морской корпус, получает офицерское звание и отправляется в кругосветное плавание на судне “Алмаз”. Римский-Корсаков боялся, что трехлетнее плавание сделает его характер “железным” и он утратит способность сочинять. К счастью, этого не произошло. Кругосветное плавание, непосредственное знакомство с восточными странами послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся позже в творчестве будущего композитора. Вскоре по возвращении на родину он оставляет морскую службу и навсегда посвящает свою жизнь музыке.

Поворотным сочинением в творчестве молодого композитора стала симфоническая картина “Садко”. Он сочинил ее в 1867 году. В этом произведении Римский-Корсаков обрел свой музыкальный стиль. Образы моря и сказки, станут в дальнейшем основными в его творчестве. В этой картине композитор проявил себя как тонкий мастер оркестрового колорита, как оригинальный музыкальный живописец. Спустя 28 лет музыку этой оркестровой картины Римский-Корсаков использует в своей одноименной опере.

После “Садко” Римский-Корсаков сочинил еще одно программное произведение по восточной сказке - “Антар”.

Ранний период творчества композитора заканчивается оперой “Псковитянка” на сюжет исторической пьесы Л. Мея. В основу сюжа оперы положена борьба царя Ивана Грозного с двумя вольными городами, Новгородом и Псковом, не желавшими подчиниться его власти.


Одновременно с Римским-Корсаковым и Мусоргский начал писать оперу на исторический сюжет. Это была опера “Борис Годунов”. Закончив оперы, оба композитора посвятили их своим товарищам по кружку. “Дорогому мне музыкальному кружку”, - написал на клавире Римский-Корсаков.

В 1871 году композитора приглашают на должность профессора в Петербургскую консерваторию. Появилась возможность оставить службу и зарабатывать деньги на жизнь любимым делом. После некоторых колебаний он соглашается и становится не только учителем, но и прилежным учеником.

Римский-Корсаков остро ощущал отсутствие систематической музыкальной подготовки и начал свое самообразование с самых азов, совсем не смущаясь профессорским званием и общественным положением. Римский-Корсаков решил самостоятельно освоить всю грамматику и технологию музыкального сочинительства. Мусоргский, считавший музыкальную науку мертвячиной, а консерваторию чуть ли не моргом, расценил этот шаг как предательство. Поддержка пришла лишь от П.И. Чайковского, который некоторое время заочно руководил его занятиями полифонией. “Я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером”, - писал он Римскому-Корсакову.

В этом же году композитор женится на Н. Пургольд - пианистке и частой посетительнице музыкальных собраний “балакиревцев”. Надежда Николаевна была композитору верным другом, советчиком и хорошей женой. Такой гармонии семейной жизни и творчества не было больше ни у кого из русских композиторов XIX века.

В жизни Римского-Корсакова все стало соразмерно: гармония и алгебра, творчество и быт. Все радовались благополучию Корсакова, кроме Мусоргского, хотя он и был свидетелем на свадьбе своего друга. (Мусоргский по натуре был максималистом, Римский-Корсаков предпочитал компромиссы).

В 1877 году Римский-Корсаков составил сборник “100 русских народных песен”. Это была первая хрестоматия по устному народному музыкальному творчеству. Этим сборником Римский-Корсаков достаточно успешно решил чисто технологическую задачу: как средствами классической гармонии и традиционного нотописания передать неповторимое своеобразие русских народных песен.

За оперой “Псковитянка” последовали оперы “Майская ночь” (1878) по Н. Гоголю и “Снегурочка” (1881) по А. Островскому. “Майская ночь” по Гоголю - опера светлого, лирико-комедийного плана с элементами фантастики. Этой оперой начинается серия сказочно-эпических опер Римского-Корсакова.

“Снегурочка” - третья опера композитора. Опера написана на сюжет одноименной пьесы А. Островского. Композитор определил ее жанр как “весеннюю сказку”. Этой оперой начинается зрелый период в его творчестве.

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой деревне под Петербургом. Она занимает одно из первых мест в творческом наследии композитора. В своих автобиографических заметках “Летопись моей музыкальной жизни” сам автор вынес суждение, что “Снегурочка” не только лучшая моя опера, но в целом - как идея и ее выполнение - быть может, лучшая из современных опер. Автор был настолько увлечен сюжетом, что сочинил ее музыку за два с половиной месяца.

Основная идея оперы - прославление могущественных сил природы, несущих людям счастье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: