Становление новой картины мира. Зарождение позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер. Неопозитивизм. Иррациональная философия Ф. Ницше. Экзистенциализм. З. Фрейд: психоанализ.
Тема занятия 9: Философское понимание мира. Бытие. Субстанция. Материя. (1 час)
Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия и их соотношение. Проблема субстанции. Основные учения о сущности вещей.
Типология важнейших учений о материи. Современная наука о строении материи, формах её организации. Понятие движения, пространства и времени в философии.
Тема занятия 10: Диалектика и её альтернативы (1 час)
Диалектика как общая концепция развития. Исторические формы диалектики. Догматизм, софистика, эклектика и метафизика как альтернативы диалектики. Основные категории диалектики: проблемы их систематизации. Законы диалектики.
Тема занятия 11: Гносеология: общие проблемы (1 час)
Познание как предмет философского анализа. Проблема истины в философии и науке.
Научное познание и его особенности. Вненаучные формы познания. Традиции и революции
в науке. Взаимодействие естественных, технических и социальных наук.
Тема занятия 12: Духовный мир человека (1 час)
Понятие сознания. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание и формы психической деятельности. Сознание и бессознательное. Общественно-
Историческая сущность сознания. Формы общественного сознания. Нравственное сознание как регулятив человеческой деятельности.
Тема занятия 13: Общество как развивающаяся система (1 час)
Философское понимание природы общества. Взаимодействие материального и духовного в жизни общества. Проблема насилия в общественном развитии. Роль личности в истории. Будущее человечества: философский анализ.