Введение. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра Экономики, учета и финансов

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Для студентов Направления 080100

«Экономика»

По профилю подготовки

«Экономика предприятия и организации»

Санкт-Петербург


УДК 657.631.8

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ направления 080100 «ЭКОНОМИКА» /Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Сост.: Исеева Л.И., Тарабаринова Т.А. С-Пб, 2013. 28 с.

Программа производственной практики для студентов направления 080100 «Экономика» по профилю подготовки « Экономика предприятия и организации» составлена преподавателями кафедры экономики, учета и финансов в соответствии с учебным планом и отражает опыт, накопленный в процессе проведения практик.

Научный редактор Сергеев И.Б.

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2013


ВВЕДЕНИЕ

Целью производственной практики является закрепление знаний по дисциплинам, прочитанным студентам на соответствующих курсах обучения, необходимых в практической деятельности экономиста по направлению «Экономика».

Учебным планом направления 080100 «Экономика» предусматривается производственная практика сроком 4 недели (144 часов, 6 кредитов).

Распределение и направление студентов на места производственной практики производится деканатом факультета по представлению кафедры Экономики, учета и финансов.

Организация производственной практики

Перед отъездом на производственную практику студент обязан:

1) получить отметку в зачетной книжке в медпункте о допуске на практику; подписать обходной лист, получить на нем подпись и печать в библиотеке и в общежитии; получить в деканате путевку-удостоверение для прохождения практики;

2) на кафедре Экономики, учета и финансов, осуществляющей руководство курсовыми работами и выпускной квалификационной работой, получить программы, методические указания и индивидуальные задания по сбору данных для выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом после данной практики, и подготовки выпускной квалификационной работы. С руководителем выпускной квалификационной работы необходимо согласовать тему и получить консультации по сбору материалов;

3) по заявлению с визой декана получить в отделе ЗГТ (отдел по защите государственной тайны) справку и допуск на право пользования и производства выписок и выкопировок из производственно-технической документации предприятия, необходимых для отчета по практике, курсового проектирования, написания выпускной квалификационной работы.

По прибытии на место производственной практики студент обязан:

1) предъявить в отделе кадров предприятия путевку-удостоверение, отметить дату прибытия;

2) в отделе кадров или у руководителя предприятия студент должен узнать фамилию и должность руководителя практики, назначенного то предприятия, информировать его о целях и программе практики;

3) совместно с руководителем практики необходимо составить календарный план-график выполнения программы практики, который затем прилагается к отчету;

4) ознакомиться с правилами внутреннего распорядка, установленными на предприятии и соблюдать их.

Контроль за прохождением практики возлагается на руководителей практики от предприятия и от института.

Студент во время прохождения практики составляет отчет по практике. В отчете должны быть освещены все вопросы, содержащиеся в программе практики. Разделы отчета должны сопровождаться конкретными цифровыми данными, представленными в табличной форме, расчетами, графиками, пояснениями. В необходимых случаях текст отчета иллюстрируется аккуратно выполненными эскизами и чертежами, контурными картами. Должны быть отмечены достижения в работе предприятия и недостатки. Студент должен разработать предложения, направленные на устранение недостатков и улучшающие финансовые показатели деятельности предприятия. К отчету прилагаются статистические, бухгалтерские формы отчетности, первичные документы, заполненные за анализируемый отчетный период, и другие материалы, перечень которых приводится в настоящей программе.

Все таблицы, схемы, включаемые в текстовую часть, должны быть оформлены четко и аккуратно в соответствии с требованиями правил оформления. Те же требования предъявляются и к приложениям. Прилагаемые к отчету документы должны быть правильно оформлены и достоверны. На каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и ставится порядковый помер в той последовательности, в какой их данные используются в отчете. В тексте делается ссылка на номера используемых приложений, (см. приложение N). Приложения к выпускной квалификационной работе в нумерацию страниц не входят. Отчет должен быть оформлен на бумаге формата А4 в компьютеризированной форме.

Отчет по практике рекомендуется составлять по мере проработки на практике каждого раздела программы. Полностью оформленный отчет за 3-5 дней до окончания практики сдается руководителю практики от предприятия для проверки. Руководитель должен дать краткую характеристику отчету и отметить соответствие представленного отчета программе практики. Отзыв на отчет должен быть подписан руководителем практики и заверен печатью предприятия.

До отъезда с предприятия студент должен оформить путевку-удостоверение: отметить дату убытия и получить краткую характеристику своей деятельности на практике (занимаемая студентом во время прохождения практики должность, степень самостоятельности при сборе материалов и выполнении заданий, умение применять теоретические знания на практике, выполнение правил внутреннего распорядка, полученные поощрения или взыскания) за подписью руководителя практики, заверенной печатью предприятия.

По возвращении в институт студент должен сдать отчет по практике и путевку-удостоверение на кафедру ЭУ и Ф в течение первой недели начала занятий. После проверки отчета комиссией, назначаемой заведующим кафедрой, осуществляется защита отчета. По итогам защиты отчета выставляется оценка. Отчет хранится на кафедре, а путевка-удостоверение направляется в деканат факультета.

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

В процессе прохождения практики необходимо:

детально познакомиться с основами экономики предприятия, нормирования и оплаты труда, бизнес-планированием, калькулированием, ценообразованием;

собрать материалы для курсовых работ по экономике, организации и управлении на предприятиях минерально-сырьевого комплекса и комплексному анализу хозяйственной деятельности;

собрать материалы для выполнения выпускной бакалаврской работы.

Рекомендуется следующая структура отчета:

1. Введение.

2. Географо-экономические условия района.

3. Производственная и организационная структура предприятия, техника и технология, используемые при производстве продукции (работ, услуг);

4. Экономика предприятия;

5. Планирование деятельности предприятия.

6. Финансовая политика предприятия и анализ баланса предприятия.

1. Введение. Наименование предприятия. Основные сведения о предприятии, организационно-правовая форма предприятия в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

. Основные заказчики продукции (работ, услуг). Источники финансирования работ. Общая характеристика финансового состояния предприятия и перспективы его развития.

2. Географо-экономические условия района (месторождения). Основной материал берется из проектов работ и отчетов по району (месторождению ) за предыдущий и текущий годы. Этот раздел должен быть изложен предельно кратко и содержать следующие сведения:

Географическое и административное местоположение района работ. Рельеф местности, обнаженность, заселенность района, наличие карстов, оползней, многолетней мерзлоты, гидрография, климат, продолжительность зимнего периода.

Экономическая характеристика района работ. Пути сообщения и их категории. Промышленность, сельское хозяйство, энергоснабжение, водоснабжение, возможность найма рабочей силы.

3. Производственная и организационная структура предприятия, техника и технология, используемые при производстве продукции (работ, услуг). В этом разделе, в первую очередь, необходимо указать величину уставного капитала организации. Если это акционерное общество, указать количество акций, их номинальную стоимость, в т.ч. привилегированных акций, кто является основным держателем акций (если возможно).

Производственная структура организации характеризует взаимосвязь и соподчиненность отдельных подразделений, входящих в ее состав. Производственную структуру удобнее всего представить в виде схемы, на которой целесообразно дать количественные характеристики отдельных структурных подразделений (объем работ, численность рабочих и служащих и др.). К схеме следует дать краткие пояснения о роли и задачах отдельных подразделений. Следует ознакомиться с положением о каком-либо одном подразделении производственной организации. Особое внимание следует обратить на организационные формы подразделений и всей организации в целом: специализацию, кооперацию, концентрацию и комбинирование. В этом разделе следует дать краткую характеристику основных производственных и технологических процессов, технических средств, применяемых для производства продукции, форм разделения и кооперации труда; критическую оценку соответствия применяемой техники и технологии современным требованиям и указать возможные направления совершенствования производства.

4. Экономика предприятия. Рекомендуется следующая последовательность сбора, изучения фактического материала и изложения его в отчете по подразделам:

1). Объем выпуска товарной, реализованной продукции (выручка от реализации продукции (работ, услуг); затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); численность; фонд оплаты труда; среднегодовая и среднемесячная заработная плата, выработка; прибыль предприятия (от продаж, до налогообложения, чистая); рентабельность продаж, капитала.. Данные сведения необходимо представить в табличной форме в динамике за 3 года. По основным видам продукции показать использование производственной мощности предприятия.

2). Основные средства. В приложении представить заполненные формы отчетности № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств предприятия» или приложения № 5 к балансу предприятия.

Характеристика состава и структура основных средств за отчетный год. Оценка износа основных средств, расчет коэффициентов обновления, выбытия, прироста и накопленной амортизации основных средств по их группам. Расчет средней нормы амортизации.

Необходимо произвести расчет следующих показателей использования основных средств в динамике за три года: фондоотдача; фондоемкость; фондовооруженность; фондорентабельность.

Перечень основных видов оборудования, его размещение. Расчет показателей использования основных типов и марок оборудования. Организация ремонта оборудования.

Привести основные мероприятия, направленные на повышение эффективности использования основных средств предприятия (инвестиции, их источники).

3). Оборотные средства. В приложении представить заполненную форму отчетности «Бухгалтерский баланс».

Состав и структура оборотных средств на начало и конец отчетного периода. Расчет показателей использования оборотных средств. Нормирование запасов.

Основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств. Источники пополнения оборотных средств.

4). Кадры, производительность труда и заработная плата. В приложении представить заполненные формы отчетности 11-Т «Отчет по труду» или 1-Предприятие.

Состав и структура кадров предприятия, текучесть кадров и ее причины. Нормы труда. Планирование численности работников.

Расчет показателей производительности труда различными способами в целом по предприятию и по его структурным подразделениям; факторы, влияющие на уровень производительности труда.

Оплата труда. Используемые системы оплаты труда. Система премирования. Состав и структура фонда оплаты труда. Среднегодовая заработная плата, среднемесячная заработная плата. Индексы роста оплаты труда в динамике за три года, индексы роста производительности труда за тот же период.

5). Себестоимость продукции (работ, услуг). В приложении представить заполненные формы отчетности 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции» или приложение № 5 к балансу предприятия..

Состав и структура себестоимости. Основные пути снижения себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг).

6). Результаты финансовой деятельности предприятия. В приложении представить заполненную форму отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Прибыль предприятия в динамике за три года. Налоги на прибыль. Другие налоги, действующие в настоящее время.

Распределение прибыли.

Вышеперечисленные формы отчетности могут быть приведены в других разделах отчета по практике или в виде приложения. В тексте отчета в таком случае следует сделать ссылку на раздел, к которому эти формы отчетности приложены.

Фактические материалы могут быть получены в планово-экономическом отделе, производственном отделе, бухгалтерии, отделе главного механика.

5. Планирование деятельности предприятия.

Существующую систему и методы планирования основных видов деятельности геологической (горной) организации следует изучать, принимая непосредственное участие в работе отдела, занимающегося данными вопросами (планово-экономического, отдела маркетинга). Отдельные вопросы, связанные с планированием, должны изучаться в бухгалтерии и финансовом отделе.

Необходимо изучить следующие вопросы: степень и формы участия различных служб и отделов в действующей системе планирования; методические основы текущего и оперативного планирования, а также методику составления бизнес-плана.

Данный раздел отчета требует изучения следующих материалов:

- планирование геологических заданий и оценка их выполнения по предприятию в целом и его производственным единицам, проекты и сметы на проведение различных видов ГРР,

- текущие и оперативные планы предприятия и его подразделений,

- инструктивные и нормативные документы, используемые при проектировании и планировании.

- особенности планирования договорных работ,

- роль маркетинговых исследований в определении работ инициативного характера и поиске заказчиков,

- порядок заключения договоров на работы геологического профиля и методика расчета рыночных цен на эти работы;

- методические основы бизнес–планирования, как одного из важнейших инструментов оценки привлекаемых инвестиций.

1). Бизнес-план.

А). При изучении бизнес-планадля оценки инвестиций необходимо обратить внимание на следующие разделы:

- характеристика продукции,

- анализ рынка,

- план маркетинга,

- производственный план реализации, организационный план реализации,

- законы и государственные мероприятия, оказывающие влияние на реализацию проекта, правовое обеспечение проекта,

- финансовый план реализации.

Оценка экономической эффективности и факторов риска данного бизнес-плана производится в соответствии с методическими рекомендациями по оценке экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом специфики горно-геологических предприятий.

Б). При изучении бизнес-плана, как инструмента текущего и среднесрочного планирования, следует обратить внимание на следующие разделы:

- анализ маркетинговой, сбытовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия,

- определение целей и стратегии деятельности предприятий на планируемый период,

- анализ и сегментация рынка продукции,

- план маркетинга и реализации продукции,

- производственный план горно-геологического предприятия,

- организация управления,

- труд, кадры,

- план научно-технического развития предприятия,

- источники и направления финансирования основных видов деятельности,

- финансовый план.

Особенное внимание при изучении структуры бизнес-плана следует уделить плану производства геологической организации. Наиболее глубокому изучению подлежат прежде всего следующие разделы этого плана: обоснование производственной программы горно-геологического предприятия, которое в свою очередь включает в себя анализ объемов ГРР и продукции, анализ продолжительности работ, анализ использования основных фондов, выявление путей повышения эффективности использования основных фондов; определение производственной мощности предприятия, планирование обслуживания производства.

При изучении структуры бизнес-плана необходимо обратить внимание на источники формирования следующих видов норм и нормативов:

1) использования живого труда (норма времени, выработки, обслуживание оборудования и т.д.);

2) применения средств труда (нормативная продолжительность межремонтных периодов, нормы производительности оборудования в единицу времени и т.д.);

3) использования предметов труда (нормы расходов материалов, инструментов);

4) нормы и нормативы организации производства (длительность производственного цикла, цикла строительства горных выработок и т.д.);

5) экономические нормативы (ставки налогов, сметные расценки, учетные цены на материалы, нормы накладных расходов и др.)

Последовательность изложения материала следующая:

1). Структура управления предприятием и схема формирования производственно-хозяйственного и финансового планов.

2). Порядок составления и формы пообъектного плана. Методика составления проектов и смет на ГРР

3). Основные разделы плана производственно-хозяйственной деятельности. Описание существующей системы бизнес планирования, как инструмента оценки инвестиций и текущего и среднесрочного планирования.

4). Описание системы финансового планирования, как составной части всей системы планирования на предприятии, основных разделов финансового плана.

2). План организационно-технических мероприятий

Необходимо представить план организационно-технических мероприятий, принятых к внедрению.

Структуру и методику плана организационно-технических мероприятий, принятых к внедрению целесообразно изучать в производственно-техническом и в планово-экономическом отделе. В планово-экономическом отделе студенты знакомятся с основами планирования, критериями отбора мероприятий, принимаемых к внедрению, а также изучают систему данного вида планирования на конкретном предприятии и знакомятся с отдельными мероприятиями. В производственно-техническом отделе необходимо изучить методику определения экономической эффективности мероприятий, принятых к внедрению.

Для данного раздела отчета требуется изучить следующие виды типовых организационно-технических мероприятий:

- разработка новых видов и усовершенствование конструкций машин, механизмов и приборов,

- создание новых видов материалов, топлива и энергии,

- улучшение физических и химических свойств параметров и ассортимента продукции,

- разработка новых и усовершенствование действующих технологических процессов, механизация и автоматизация работ и технологических процессов,

- разработка новых и усовершенствование действующих методов организации труда и производственного процесса.

Важнейшие реквизиты данного вида плана, которые следует изучить:

1). Наименование мероприятия.

2). Место и объем внедрения.

3). Начало и срок выполнения работ.

4). Затраты на внедрение мероприятия.

5). Расчетная (ожидаемая) экономическая эффективность от внедрения мероприятия.

6). Источник финансирования мероприятия.

При определении экономической эффективности организационно-технического мероприятия, предусмотренного к внедрению, необходимо учитывать изменение затрат по сравнению с действующими по СНН и СНОР. Для оценки эффективности планируемого мероприятия вычисляется величина нормативного дохода по СНН и СНОР и ожидаемый прирост дохода, который может быть получен за счет дополнительной прибыли (снижения себестоимости). Прежде, чем приступить к расчетам, необходимо выяснить, к какой группе относятся те или иные затраты. Следует учитывать, что величина затрат может меняться в связи с изменением цен, норм расхода материалов, амортизации и т.д. В современных условиях СНОР и частично ССН также подлежат корректировке в связи с рядом форс-мажорных обстоятельств.

Последовательность изложения материла следующая.

1). Описание организационно- технических задач, стоящих перед организацией, подлежащих перспективному планированию.

2). Перечень и краткая характеристика организационно-технических мероприятий, планируемых к внедрению.

3). Характеристика системы планирования организационно-технических мероприятий, подлежащих внедрению.

4). Краткое описание основных методических положений по оценке экономической эффективности организационно-технических мероприятий, принятых к внедрению. Примеры расчета экономической эффективности технического и организационного мероприятий.

6. Финансовая политика предприятия и анализ баланса предприятия.

1). Финансовая политика предприятия.

1.1. Цель разработки финансовой политики предприятия.

1.2. Стратегические задачи разработки финансовой политики предприятия. Стратегический анализ деятельности предприятия. Анализ формирования «портфеля заказов» на предприятии.

1.3. Рекомендуемые мероприятия в области управления финансами.

Финансовая политика предприятия приводится на планируемый период (год).

2). Анализ бухгалтерского баланса предприятия и его роль в анализе финансового состояния предприятия.

2.1. Анализ динамики валюты баланса. Анализ производственного потенциала. Анализ состояния имущества предприятия и источников его формирования.

2.2. Анализ структуры баланса:

- анализ структуры пассива баланса; анализ капитала организации; анализ кредитной политики предприятия; анализ кредиторской задолженности предприятия;

- анализ структуры актива баланса; роль экономического анализа в оценке имущества предприятия; анализ основных средств предприятия и пути улучшения их использования; анализ оборотных активов и источников их формирования; анализ использования материальных ресурсов; анализ и обоснование оптимальной величины запасов; анализ эффективности управления дебиторской задолженностью.

2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ эффективности затрат на внедрение новой техники, улучшения технологии и организации производства. Прогнозный анализ финансового состояния. Методы анализа финансового состояния предприятия.

2.4. Анализ платежеспособности (ликвидности) предприятия.

3). Анализ «Отчета о прибылях и убытках».

3.1. Формирование прибыли или убытков предприятия. Оперативный анализ и его использование в регулировании производства и затрат. Перспективный анализ объема продаж. Анализ выручки от продажи продукции, работ, услуг. Анализ факторов изменения финансовых результатов предприятия

3.2. Анализ прочих доходов и расходов.

3.3. Анализ распределения и использования чистой прибыли.

3.4. Анализ налогов, уплачиваемых предприятием. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом по налогам.

4). Анализ показателей рентабельности; анализ рентабельности собственного капитала. Анализ прибыли и рентабельности и их роль в финансовой устойчивости предприятия.

Анализ бухгалтерского баланса предприятия проводится за отчетный год.


ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьева Н.В. Инновационное развитие экономических систем: теоретико-методологические основы / Н.В. Астафьева // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. – Саратов, 2008. – № 1(30).

2. Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. Серия «Инновационный Университет». М.: Изд-во МГУ, 2007. - 96 с.

3. Бадарч Д., Наранцецег Я., Сазонов Б.А. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / Под общ. ред. Б.А.Сазонова. - М.: НИИВО. 2003

4. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Мелехова О.П., Родионова С.Е., Шехонин А.А., Тарлыков В.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. Серия «Инновационный Университет». М.: Изд-во МГУ. 2007, 148 с.

5. Болотов В.А. Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. М.: Логос: Университетская книга, 2007. – 192 с.

6. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 71 с.

7. Ефремов А.П. Об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. Интернет ресурс: https://www.rudn.ru/files/org.htm

8. Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М: HIPPO, 2005. 384 с.

9. Макарова И.К., Алехина О.Е., Крайнова Л.М. Привлечение, удержание и развитие персонала компании: учеб.пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 168 с.

10. Найденова Н.Н., Симкин В.Н., Скэттон Л., Челышкова М.Б. Системы оценки качества в зарубежном образовании (аналитический доклад) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2007

11. Положение о порядке проведения практики студентов в Санкт-Петербургском филиале ГУ – ВШЭ. – www.hse.spb.ru

12. Положение о производственной практике студентов / Сост. Н.И. Заичкин, А.Н. Шашлова, О.В. Щегулина – ГУУ, М., 2002 – 32 с.

13. Программа производственной (организационно-экономической) практики: для студентов специальности «Маркетинг» 080111 [Текст]/ Государственных университет управления, Институт маркетинга ГУУ, Кафедра маркетинга; [сост.: Г.Л.Азоев, М.А. Макарова]. – М.: ГУУ, 2007. – 26 с.

14. Программа преддипломной практики: для студентов специальности «Управление инновациями» - 220601 [Текст]/ Государственных университет управления, Институт управления в промышленности и энергетике ГУУ, Кафедра инновационного менеджмента; [сост.: Б.Н. Киселев, В.Н. Гунин, В.М. Мишин и др.]. – М.: ГУУ, 2008. – 25 с.

15. Программа производственной практики (экономической и практики менеджмента): для студентов специальности «Информационный менеджмент» / Государственный университет управления, Институт информационных систем управления ГУУ, Кафедра информационных систем [сост.: В.В. Годин, А.Е. Терехова, Е.В. Васильева]. – М.: ГУУ, 2007. – 29 с.

16. Программа производственной практики: ознакомительной, организационно-экономической: для студентов специальности «Логистика и управление цепями поставок» / Государственный университет управления, Институт инноватики и логистики ГУУ, Кафедра логистики; [сост.: Т.А. Родкина, М.А. Гапонова, М.Ю. Учирова]. – М.: ГУУ, 2008. – 38 с.

17. Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр). Проект. – http//www.mon.gov.ru

18. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр») – https://www.mon.gov.ru

Учебно-методический комплекс специальности «Менеджмент организации»: Сборник положений /Под общ. ред. Э.М.Короткова и С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 84 с.

Разработчики:

Доцент кафедры Экономики, учета и финансов Л.И. Исеева

Доцент кафедры Экономики, учета и финансов Т.А. Тарабаринова

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: