ЛЕКЦИЯ. «УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ». Одним из результатов нынешней нестабильной финансовой ситуации стало признание важности включения функции управления риском в состав рутинных функций управления банком. В частности, особое внимание уделяется операционному риску, так как по мере развития банка его бизнес становится все более сложным увеличиваются объемы операций, растет число их видов, увеличивается число филиалов, усложняется операционная среда. Также причиной проявления интереса к операционному риску является особенность последнего времени, характеризующаяся не столько банкротством банков или кризисом государственных финансов, а теми масштабами и быстротой, с которой возникают и распространяются эти тенденции. В соответствии с определением Базельского комитета под операционным риском понимают риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Как отмечают эксперты, операционные риски приводят к наиболее крупным потерям в банковской деятельности. Статистическая информация, представленная рядом коммерческих банков, свидетельствует, что расходы от внутренних убытков значительно преобладают над внешними, и связано это в большей степени с действиями персонала. Считаем также важным отметить сферы банковской деятельности, где операционный риск наиболее вероятен. К таким сферам относятся: 1) агентские услуги: депозитарий, аренда сейфовых ячеек, хранение ценных бумаг; 2)брокерская деятельность: сделки РЕПО; ценные бумаги; 3) коммерческое банковское обслуживание: аккредитивы; гарантии; валютный контроль; конверсионные операции; договор цессии; векселя; факторинг; эквайринг; привлечение депозитов; кассовое обслуживание; расчетное обслуживание; 4) обслуживание физических лиц: кредитование; гарантии; банковские карты; вклады.
|
|
Для снижения оцененных уровней риска до приемлемых необходимо отобрать и идентифицировать подходящие и обоснованные методы уменьшения операционных потерь. Уклонение (избегание, избежание, исключение) риска - это метод обработки риска, позволяющий банку полностью избежать возможности реализации риска. Неоспоримым достоинством данного метода является его самодостаточность. Если субъекту удается применить его, то в отношении данного риска не требуется никаких других мероприятий по обработке. Этот риск перестает для него существовать. Однако, несмотря на столь очевидное преимущество, уклонение от риска применяется не очень широко. Полностью уклониться от риска чаще всего просто невозможно технически. Какие бы мероприятия по предупреждению риска не проводились -все равно остается хотя бы небольшая вероятность его наступления. Практически единственным способом, дающим возможность полностью избежать риска, является отказ от того объекта или процесса с которым связано существование данного риска. Выделив экономически наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска. Традиционно для смягчения негативного влияния рисков на надежность кредитной организации создаются резервы, которые защищают основной капитал. Помимо резервирования под риск банки могут страховать его, переводя, таким образом, на третьих лиц. В настоящее время российским банкам доступны следующие формы страхования отдельных видов операционных рисков: страхование отдельных видов имущества; страхование инкассаторских перевозок и/или хранения ценностей; комплексная программа страхования; страховая защита от компьютерных преступлений; страхование банка как эмитента пластиковых карт; специальное страхование банкоматов. Для того чтобы не допускать значительных потерь, экономить на расходах, связанных с созданием резервов, возможно проводить политику, направленную на минимизацию рисков, а также добиваться прироста доходов и прибыли, являющихся источником роста капитальной базы кредитной организации. Для последующего контроля за эффективностью реализованных защитных мер в целях обеспечения приемлемого уровня безопасности банка необходимо регулярно оценивать риски для его успешного функционирования. Итак, необходимо регулярно обновлять план по обеспечению непрерывности деятельности банка в соответствии с меняющейся внешней средой, с изменением внутренних процедур работы предприятия, влияющих на механизмы взаимодействия в кризисной ситуации, а также с появлением новых видов операционного риска в банке, для которых необходимо разработать контрмеры по их устранению или смягчению.
|
|
При управлении совокупным финансовым риском и экономическим капиталом возникает ряд дополнительных требований к данному инструменту, для удовлетворения которых надо сформировать особую методику распределения риск-капитала и формирования лимитов. Пока не до конца определен порядок использования величины риск-капитала (риск-аппетита) в принятии решений руководством кредитной организации. Большинство исследователей заявляют о необходимости установления аппетита к риску, но так и непонятно до конца, как и в какой момент руководством должны быть приняты решения с его учетом. Нужен регулярный пересмотр риск-аппетита и перераспределение риск-капитала по направлениям деятельности, как того требует концепция адаптивного стратегического управления. Кроме этого, для построения эффективных процедур управления экономическим капиталом чрезвычайно важно, чтобы утверждаемые на всех уровнях ограничения рисков были согласованы между собой. Это значит, что совокупный капитал, выделенный владельцами банка в качестве источника покрытия риска (риск-капитал), должен быть распределен по всем уровням управления банком, продуктовым линиям и группам клиентов, Затем должны быть установлены лимиты, обеспечивающие принятие риска в пределах выделенного покрытия. Проблемой при построении системы лимитов является также увязка устанавливаемых ограничений с распределенным покрытием риска и организация пересмотра ограничений при изменении уровня рисков в режиме реального времени. Поэтому технология формирования иерархической системы лимитов должна быть эффективной с точки зрения затрат времени и использования ресурсов банка.
|
|
Банк России рекомендует, чтобы методики оценки совокупного финансового риска и процедуры установления стратегических лимитов утверждались коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и регулярно пересматривались. Вследствие более высокого уровня детализации указанных процедур и методик обязанность по их разработке может возлагаться на подразделение, ответственное за управление рисками в кредитной организации. Вместе с тем контроль наличия, адекватности и исполнения указанных документов должен осуществляться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Например, регулятор рекомендует кредитной организации осуществлять контроль за соблюдением подразделениями выделенных им лимитов внутреннего капитала (ВК). Важно, чтобы информация о нарушении лимитов ВК оперативно доводилась до органов управления кредитной организации. В рамках контроля над установленными лимитами ВК кредитной организации целесообразно применять систему «тревожных уровней», сигнализирующих о высокой степени использования подразделениями кредитной организации выделенного им лимита ВК. Для каждого из «тревожных уровней» использования лимита ВК рекомендуется установить соответствующий набор корректирующих мероприятий, зависящий от степени приближения использования лимита ВК к пороговому уровню, например: снижение уровня принятого риска; перераспределение ВК, выделенного на покрытие рисков, между подразделениями; увеличение размера ВК путем дополнительной мобилизации его источников. Для того чтобы идентификация моментов изменения системы лимитов происходила в режиме превентивных воздействий, контроль адекватности такой системы должен осуществляться не только на основе исторических данных, но и на основе стресс-тестирования, проводимого как в целях оценки общей потребности кредитной организации в капитале, так и в рамках процедур проверки корректности результатов оценки рисков, получаемых с помощью внутренних моделей, применяемых кредитной организацией. Правила и процедуры проведения стресс-тестирования рекомендуется зафиксировать во внутренних документах кредитной организации и периодически пересматривать в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов ее деятельности.
|
|
Рассмотренные основные методы и процедуры позволяют сделать систему лимитов банка эффективным инструментом управления совокупным финансовым риском. Следует подчеркнуть необходимость интеграции процессов управления совокупным финансовым риском со всеми процессами принятия стратегических и операционных решений коммерческого банка. Основу такой интеграции составляет система стратегических лимитов, которые представляют собой ограничения на ведение бизнеса и прочей деятельности банка на различных направлениях (инвестирование активов, привлечение финансовых ресурсов, обеспечение деятельности кредитной организации). обеспечивающие соответствие размера совокупного финансового риска на данном направлении и риск-капитала (выделенного для покрытия данного риска собственных средств). Стратегические лимиты являются неотъемлемой частью стратегии развития банка и предусмотренных в ней стратегических альтернатив, так как позволяют обосновать, достаточно ли у него средств для покрытия рисков, если он реализует конкретную стратегическую альтернативу. Очевидно, что если собственных средств недостаточно, то существуют два пути: выбрать менее рисковый вариант развития или повысить собственный капитал. В противном случае стратегия банка не является сбалансированной. Система стратегических лимитов должна пересматриваться в зависимости от изменения уровня рисков отдельных портфелей и направлений деятельности банка, а также общих условий его функционирования. Процедуры адаптации системы лимитов основаны на мониторинге реального уровня рисков и процедурах сценарного моделирования и стресс-тестирования последствий возможных будущих воздействий рисков на банковский бизнес. Пересматриваться и адаптироваться должна не только сама система лимитов банка, но и методы и процедуры ее формирования. Новые условия могут привести к тому, что лежащие в основе действующей методологии предположения более не выполняются, поэтому возникает необходимость пересмотра моделей, используемых для оценок риска, а также процессов, обеспечивающих применение этих моделей в принятии управленческих решений. Структурная модель совокупного финансового риска банка может стать основой создания эффективной системы лимитов банка и процедур их формирования.
Глобальный финансовый кризис отчетливо показал, что банкротство крупных финансовых институтов может привести к значительным экономическим и социальным издержкам. В связи с этим в последние годы многочисленные исследования были посвящены анализу источников и форм системного риска. Согласно точке зрения экспертов МВФ, «системный риск - это риск нарушения процесса оказания финансовых услуг, который вызван повреждением всей или части финансовой системы и несет угрозу негативных последствий для реального сектора экономики». Системно значимой является финансовая организация, чье банкротство или нарушение деятельности будут иметь существенные негативные последствия для финансовой системы. Важный вклад в выявление и регулирование деятельности системно значимых банков был внесен Банком международных расчетов (BIS), в частности Базельским комитетом по банковскому надзору {далее - Базельский комитет). Вступивший в силу в 2011 г. свод правил содержал четкие инструкции по определению глобальных системно значимых банков и мер воздействия на их деятельность. В качестве мер воздействия предлагалось использовать повышенные требования к капиталу таких банков, чтобы ограничить влияние их рисков на мировую финансовую систему в целом. В июле 2013 г. опубликована новая версия Базельского документа по выявлению и регулированию глобальных системно значимых финансовых институтов. Основные изменения, вызванные результатами анализа отчетности банков, признанных системно значимыми в период с 2009-го по 2011 г., заключаются в следующем: В скорректированы индикаторы оценки системной значимости банка. Вместо индикатора доли рыночного финансирования в совокупных обязательствах, банка в категорию «Заменимость» включен индикатор объема ценных бумаг, выпущенных в обращение; из расчета индикатора объема торгового портфеля и портфеля ценных бумаг, удерживаемых для продажи, исключены высококачественные ликвидные активы, определяемые согласно новым стандартам ликвидности Базеля II; оценка системной значимости каждого банка в баллах заменена оценкой в базисных пунктах; введено описание порядка создания каждой новой группы системно значимых банков с соответствующим буфером капитала. Требования к капиталу каждой последующей группы банков будут увеличиваться на 1%; В введено требование для всех банков, размер активов которых превышает 200 млрд евро, и банков, которые признаны системно значимыми в предыдущем году, о раскрытии информации по всем индикаторам, используемым в методике оценки системно значимых банков. Методика выявления системно значимых банков, предложенная Базельским комитетом, основывается на индикативном методе и включает 5 категорий системной значимости банка: размер, заменимость, взаимозависимость, сложность и международная деятельность. Процесс выявления системно значимых банков составляют следующие этапы: формирование системы индикаторов, характеризующих деятельность банка с точки зрения возможного негативного влияния на стабильность финансовой системы; определение значимости категорий индикаторов и значимости индикаторов внутри категорий путем назначения удельных весов индикаторам в системе оценки; формирование выборки банков, по которым выявляется степень их системной значимости; расчет индикаторов по каждому банку выборки и определение интегрального показателя системной значимости. Методика выявления и регулирования деятельности системно значимых банков, предложенная Базельским комитетом, может применяться в банковском секторе РФ практически в полном объеме. При этом целесообразно модифицировать некоторые индикаторы системной значимости и дифференцировать веса индикаторов в системе оценки с учетом особенностей российской банковской системы и международного опыта использования данной методики. Апробация модифицированной методики выявления системно значимых банков на данных официальной отчетности 30 крупнейших банков России показала, что системно значимыми могут быть признаны 10-16 кредитных организаций. Особенно существенными категориями для отечественных банков являются размер, заменимость и взаимозависимость. Наряду с предлагаемым Базельским комитетом способом регулирования системно значимых банков в форме дополнительных требований к достаточности основного капитала, к российским банкам в переходный период могут быть применены иные меры регулирования и надзора.
Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», процентные ставки по кредитам, а также порядок их определения, в том числе величины ставки в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами. Банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам или порядок их определения, за исключением случаев, предусмотренных договором с клиентом. Таким образом, если в кредитном договоре зафиксирована объективная система изменения процентной ставки, повышение ставки правомочно. Объективность системы изменения процентной ставки - основное условие, выполняя которое банк сможет отстоять законность одностороннего изменения условии по выданному кредиту, в том числе и в судебном порядке. Если банк, в одностороннем порядке изменив условия договора, не обоснует такое изменение, заемщик может потребовать взыскания излишне уплаченной суммы как убытков. Ведь при произвольном применении банком условий договора об изменении платы за кредит заемщик не может объективно оценить возможность исполнения своих обязательств, что противоречит его свободному волеизъявлению при вступлении в договорные отношения.
Необходимо обратить внимание на то, что объективность изменения условий исключает привязку процентных ставок, например, к наступлению финансового или экономического кризиса в России или в мире. Такие факторы являются спорными и противоречащими законодательству, что легко доказать в судебном порядке. Президиум Высшего арбитражного суда РФ призывает банки при реализации предусмотренного кредитным договором права в одностороннем порядке изменять условия кредитования действовать исходя из принципов разумности и добросовестности. Банки должны исключить возможность наложения на контрагентов неразумных ограничений или установления необоснованных условий реализации контрагентами своих прав. При применении предусмотренного кредитным договором права в одностороннем порядке изменять условия кредитования банку необходимо доказать наличие оснований для одностороннего изменения размера процентов за кредит. В любом случае возникает правовой риск определения законности данных изменений в судебном порядке, если он будет инициирован заемщиком. Доказать законность изменения процентных ставок поможет система оценки экономической деятельности заемщика с учетом основных бизнес-показателей его деятельности. Причем расчеты и их взаимосвязь с итоговыми решениями должны быть понятны клиенту, иначе уровень правового риска значительно повысится из-за неясных условий кредитования.
В кредитный договор предлагается включить условие об установлении размера процентной ставки по кредиту в зависимости от оценки банком финансового состояния заемщика. Таким образом, договором будет предусмотрено право банка изменять процентную ставку по кредиту в зависимости от оценки финансового положения заемщика. В приложении к кредитному договору необходимо зафиксировать систему показателей оценки финансового положения заемщиков и их взаимосвязь с процентной ставкой по кредиту. При этом можно установить взаимосвязь двух видов: определить диапазон значений показателя и силу влияния на процентную ставку.
Переход значения показателя из одного диапазона в другой будет влиять на процентную ставку в соответствии с установленной кредитным договором шкалой; выяснить процентное отклонение показателей от значений на момент заключения кредитного договора. Каждое отклонение от установленного порогового значения влияет на процентную ставку. Возврат показателей к первоначальным значениям предполагает сокращение процентной ставки по кредитному договору. Определять значения показателей, их влияние на процентную ставку и итоговую процентную ставку необходимо по окончании каждого отчетного периода с оповещением заемщика.
Таким образом, обе стороны сделки заинтересованы во включении в договор данных условий, поскольку: заемщик первоначально получит кредит под более низкую процентную ставку в связи с тем, что не будут учитываться риски, которые возможны в будущем, а анализ будет произведен исходя из текущего финансового положения заемщика с учетом значимости клиента для банка. В итоге ставки будут на уровне рыночных либо ниже; банк, устанавливая рыночные и конкурентоспособные ставки, привлечет значимых заемщиков. В случае ухудшения финансового положения заемщика банк регулирует свои риски повышением процентной ставки. В результате устанавливается взаимозависимая система «финансовое положение - резервы - процентная ставка». Банки могут адаптировать предложенную систему под свои потребности. Ее можно применять в целом как стандарт взаимодействия с заемщиками или видоизменять индивидуально для каждого клиента.
Концентрация кредитных рисков - серьезная проблема для отечественного банковского сектора. Мировые рейтинговые агентства (Standard & Poors, Moody's) отмечают, что в России кредитная концентрация существенно выше, чем во многих странах мира, и продолжает увеличиваться. Коммерческие банки в погоне за сверхприбылью предпочитают наращивать кредитный портфель с помощью одного или нескольких крупных заемщиков, что, естественно, увеличивает риски не только кредитного портфеля, но и банка в целом. Отдельные отечественные банки при кредитовании групп связанных заемщиков (далее - ГСЗ) осознанно идут на риски, нарушая регулятивные требования.
Но и в методических рекомендациях Банка России по управлению рисками уделено недостаточно внимания ГСЗ, они упоминаются только в связи с определением риска концентрации, а его ядром являются именно риски кредитования ГСЗ.
Риск платежеспособности представляет собой риск дефолта кредитной организации в случае ухудшения качества ее активов при условии, что кредиторы, предоставляющие краткосрочные займы, продолжают отношения с банком. Риск ликвидности может возникнуть даже в том случае, если банк платежеспособен. Главная причина этого - сомнения клиентов или краткосрочных кредиторов в финансовом состоянии банка. Существует множество сценариев стресс-тестирования. Так, подходы С. Морриса и X. С Шина позволяют одновременно оценивать кризисные ситуации двух видов. Первая - так называемый кризис в банке, когда усиливается отток клиентских средств и закрывается ряд источников ликвидности банка (например, кредитные линии). Вторая - кризис рынка, когда падают цены на рыночные активы и финансовые инструменты, уменьшается ликвидность на фондовом рынке. Главное достоинство работы - создание легко обрабатываемой модели, которая позволяет разделять компоненты кредитного риска организации. Краткосрочные кредиты имеют более низкий уровень доходности, чем долгосрочные, так как кредиторы имеют возможность не возобновлять отношения. В работе анализируется, как риск платежеспособности влияет на подрыв доверия краткосрочных кредиторов, увеличивая тем самым риск ликвидности. С помощью теории игр авторы разделяют риски платежеспособности и ликвидности, позволяя осуществить их независимый расчет. На наш взгляд, необходимость глубокого теоретического анализа рисков кредитования ГСЗ обусловлена спецификой их возникновения, функционирования и управления. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен норматив Н6 («Максимальный размер риска на одного заемщика пли группу связанных заемщиков»), который регулирует (ограничивает) кредитный риск коммерческих банков в отношении одного заемщика или ГСЗ и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требовании банка к заемщику или ГСЗ к собственным средствам (капиталу) банка.
Проблемы, обусловленные недостаточно четкой позицией Банка России в отношении понятия «ГСЗ» и критериев объединения заемщиков в группы,, при водят к возможности манипулирования (если коммерческие банки осознанно пользуются пробелами в законодательстве) или ошибок кредитных организаций при идентификации ГСЗ. А это, в свою очередь, затрудняет контроль регулятора за соблюдением обязательного норматива Н6. Банк России, видя существенные риски кредитной концентрации в банковской системе, осуществляет постоянный надзор за соблюдением норматива Н6; выносит предписания по устранению нарушений кредитным организациям, наиболее часто нарушающим норматив; разрабатывает рекомендации, основывающиеся на международном опыте. Вместе с тем вопрос качественной идентификации ГСЗ в целях сокращения риска концентрации остается не до конца решенным, о чем свидетельствует ряд проблем в существующем в настоящее время подходе. Критерии идентификации групп связанных заемщиков, предложенные в статье, целесообразно использовать на практике в коммерческих банках, что позволит совершенствовать процесс управления кредитными рисками в части эффективного выявления ГСЗ и, соответственно, снижать возможные риски, в том числе и риск концентрации.
В итоге, отметим следующее, во-первых, важно совершенствовать законодательство РФ, ГК РФ. во-вторых, использовать методику по определению связанных заемщиков и управлению риском концентрации; в-третьих, использовать наглядный инструмент управления операционными рисками – карта рисков, которая определяет опасные, узкие места в банковской деятельности; в-четвертых, В июле 2013 г. Базельским комитетом по банковскому надзору опубликована новая версия документа о выявлении и регулировании деятельности системно значимых финансовых институтов. Предлагается вариант модификации методики Базельского комитета с учетом особенностей банковского сектора России. В-пятых, Коммерческие банки, определяя ставки по выдаваемым кредитам, ориентируются на ретроспективный анализ доходности кредитного портфеля, сложившийся уровень кредитного риска, величину просроченной задолженности. При этом ставка может выходить за пределы установленного ранее диапазона. Но что делать, если финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга ухудшилось? В приложении к кредитному договору необходимо зафиксировать систему показателей оценки финансового положения заемщиков и их взаимосвязь с процентной ставкой по кредиту.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Валько Д.П. Методика анализа стабильности банковской системы// Банковское дело..2013.№ 5.С.53-74.
2.Киргизов А.Ю. Регулирование процентной ставки по кредиту в целях покрытия кредитных рисков// Банковское дело..2013.№ 5.С.53-74.
3.Костерина Т.М., Макаров М.С. Об идентификации групп связанных заемщиков// Банковское дело..2013.№ 3.С.83-86.
4.Шевченко Е.С. Управление рисками с использованием структурной модели совокупного финансового риска////Банковское дело..2013.№ 11.С.58-67.
5. Хасянова С.Ю., Сучкова Е.О. Определение критериев системной значимости банков в России// Банковское дело..2013.№ 11.С.68-74.
6.Янкина И.А., Долгова Е.Е. Организация процесса картографирования и принятия управленческих решений по операционным рискам коммерческих банков//Финансы и кредит.2013.№ 31. С.17-24.