Банки играют ключевую роль в процессе эффективного перераспределения накоплений в инвестиции. Неизбежными издержками выполнения данной функции для банков являются принимаемые риски, а также вероятность оказаться в неплатежеспособном состоянии или потерпеть банкротство. Подобные последствия при достижении «критической массы» генерируют в экономике разрушительные шоки, в обществе - потрясения, что и обусловливает необходимость создания и функционирования различных институтов, которые должны заниматься оценкой и мониторингом финансовой устойчивости банков.
В мировой практике структура и функции отдельных субъектов необходимой институциональной среды могут отличаться, но наиболее общим случаем можно считать следующую конструкцию. Сложившаяся институциональная среда оценки и мониторинга финансовой устойчивости банков: 1) оценка финансовой устойчивости банков (аудиторы, инвесторы и кредиторы, финансовые посредники), 2) оценка и мониторинг финансовой устойчивости банков (органы банковского надзора, специальные организации, рейтинговые агентства). Актуальным представляется изучение генезиса каждого из обозначенных элементов среды. Прежде чем углубляться в предмет исследования, целесообразно определиться с основными отличиями в понимании автором процесса мониторинга от оценки финансовой устойчивости банков. Мониторинг финансовой устойчивости банка предполагает систематический сбор информации о значениях заранее выбранных индикаторов для обеспечения заинтересованных сторон различными сведениями о наблюдаемом объекте. Применительно к понятию «финансовая устойчивость», задачей мониторинга является оперативное выявление в банковском секторе групп риска из числа тех банков, чья устойчивость находится под угрозой. Принципиальное отличие процесса мониторинга от оценки заключается в различном предназначении, так, мониторинг, например, поставляет информацию для дальнейшей оценки. Мониторинг и оценка являются взаимодополняющими мероприятиями. Именно поэтому в международной практике банковского надзора существуют две взаимодополняющие схемы банковского надзора: собственно дистанционный надзор и инспектирование банков.
|
|
Рейтинговые агентства. Появление рейтинговых агентств было вызвано потребностями расширявшейся мировой экономики. С увеличением хозяйственных связей отслеживание текущего финансового состояния и надежности партнеров по бизнесу стало весьма затратным делом. В настоящее время остается нерешенной проблема конфликта интересов: рейтинговое агентство может занижать «рейтинг без запроса», для того чтобы вынудить компанию заплатить за «рейтинг по запросу». Возможна также зеркальная ситуация - неоправданное завышение рейтинга своему клиенту из-за опасения его потерять. Как известно, рейтинговые агентства не несут юридической ответственности за свои оценки. Сдерживающим фактором «не идти на поводу у заказчика» принято считать риск потери деловой репутации и ухода с рынка. Но данный механизм может работать в отношении крупнейших международных агентств, в странах с развитой рыночной дисциплиной. На развивающихся рынках, в том числе и в России, требуется еще значительный период времени для формирования действенной системы сдержек и противовесов. Таким образом, функционирование рейтинговых агентств на основе принципа самоокупаемости несет в себе риск получения участниками финансового рынка в отдельных случаях необъективных оценок финансовой устойчивости банков.
|
|
Аудиторы. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией. По ее результатам составляется заключение о результатах аудиторской проверки (требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления этого заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности). Однако аудиторская организация как любая коммерческая структура также всегда стоит между выбором беспристрастной оценки и стремлением завоевать и сохранить лояльность клиента. Сложившаяся в России практика банковского аудита нечасто выходит за пределы конструкции «финансовая информация, содержащаяся в отчете, соответствует данным бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующими правилами». По мере развития института саморегулирования практика аудита будет, несомненно, изменяться, что позволит преодолеть имеющийся конфликт интересов. Таким образом, несмотря на все недостатки, институт аудита позволяет осуществлять ежегодную оценку достоверности отчетности банков, что вносит в общую систему оценки финансовой устойчивости существенный вклад.
Специальные организации по предупреждению банкротства банков. Участие в предупреждении банкротства банков вытекает из конституционной обязанности государства по созданию благоприятных условий. Для реализации гражданских прав и свобод, поскольку деятельность каждого банка затрагивает широкий круг лиц. Финансовая неустойчивость банка способна нарушить функционирование платежной системы и нанести удар по экономике государства. В мировой практике известны различные формы действенного государственного участия в кризисных ситуациях. покрытие убытков, возникающих у покупателя активов проблемных банков в целях стимулирования совершения сделки, при которой состоятельному банку (покупателю) вместе с активами передаются также обязательства несостоятельного банка (США). Каждая из перечисленных форм поддержки предполагает предварительную оценку степени финансовой неустойчивости, точнее - финансового положения банков. В случае с Россией в состав необходимой институциональной среды включен особый вид некоммерческой организации - государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (далее - АСВ).
Инвесторы, кредиторы - заинтересованные лица, а финансовые посредники как профессиональные консультанты.
Органы банковского надзора играют лишь косвенную роль в обеспечении защиты вкладчиков от убытков, возникающих в результате банкротства отдельно взятого банка. Контроль за банковской сферой предполагает два уровня ответственности: перед населением в целом (с целью обеспечения финансовой стабильности и надежности всей банковской системы), что способствует поддержанию национальной экономики, и перед отдельными физическими лицами, вкладчиками и кредиторами, что обеспечивает, таким образом, защиту их прав. Однако этот контроль имеет ряд ограничений. Надзорный орган не может влиять на исполнение отдельных договоров между банками и их контрагентами и (или) прекращать их действие. Прямая ответственность в этом случае ложится на руководителей банка, которые, находясь под постоянным контролем надзорного органа и учитывая его рекомендации, должны обеспечивать проведение безопасной банковской политики и готовность выполнять свои обязательства перед вкладчиками. Практика свидетельствует о том, что банковский надзор все больше принимает превентивный характер, при котором во главу угла ставится обеспечение безопасной и стабильной деятельности банков. Для органов банковского надзора уже недостаточно полагаться на выполнение банками количественных и качественных требований; они должны быть уверены, что банки в будущем смогут избежать принятия на себя значительных рисков или же покрыть потенциальные убытки, связанные с ними. При рассмотрении функций рейтинговых агентств и аудиторов, в большей степени несущих во внешнюю среду информацию о состоянии кредитных институтов, автором было обращено внимание на наличие некоторого конфликта интересов, способного снизить объективность оценок финансовой устойчивости. Институты с государственным участием или особым независимым статусом лишены этого недостатка в силу иной организации финансирования своей деятельности, что и обусловливает их присутствие и функционирование в составе рассмотренной институциональной среды, обеспечивающей устойчивость банковской системы.
|
|
В мире существуют различные модели институциональных структур банковских систем и секторов, с различным количеством кредитных организаций и их отделений. Очевидно, что качество модели институциональной структуры проявляется через ее взаимодействие с окружающей средой, экономикой страны. Поэтому любую модель институциональной структуры банковского сектора можно охарактеризовать степенью насыщенности экономики банковскими учреждениями и соотношением с институциональной структурой нефинансового сектора. В настоящее время происходит интенсивная модернизация банковских институтов. Инновационные технологии становятся одной из основных движущих сил в данном секторе и в значительной степени определяют конкурентоспособность банков, позволяют формировать клиентскую и партнерскую базу. Ключевым условием стабилизации макроэкономических процессов является устойчивость институтов финансовой инфраструктуры и финансовых потоков, которые обслуживаются в системе. Основные цели стабилизации заключаются в формировании условий роста экономики и уровня благосостояния населения на основе соотношений инфляции, занятости и роста производства.
|
|
Институциональная насыщенность российской экономики кредитными организациями (в среднем по России - 1 отделение на 3954 чел.) сопоставима с показателями развитых стран (несколько ниже). Учитывая международный опыт, будем считать, что а = 2200; b = 3000. Таким образом, в Российской Федерации существует потенциальная возможность роста насыщенности экономики кредитными организациями. Пример.Северо-Западный федеральный округ играет существенную роль в отрасли обрабатывающих производств и испытывает потребность в средних банках (во вторую очередь после крупных банков). Количество отделений, приходящихся на средние и малые региональные банки в оптимальной модели: 5704 - 1190 - 1 - 2980 = 1533. Исходя из большей потребности в увеличении количества средних банков (а не малых) и общего количества отделений, приходящихся на средние и малые банки, методом подбора определено примерное значение оптимального количества малых банков в данном регионе - 40 (принимая во внимание, что увеличение количества малых банков не должно быть очень существенным). Оптимальное количество отделений малых банков - 200 (4 х 5). Таким образом, количество отделений, приходящихся на средние банки равно 1533 - 200 = 1333, количество средних банков (1333 / 25) = 53.
Таким образом, оптимальная модель институциональной структуры банковской системы России включает примерно 1990 кредитных организаций, в том числе крупных банков - 298, средних - 669, малых - 964, небанковских кредитных организаций – 59. На наш взгляд, 298 крупных банков в оптимальной модели - это общефедеральные кредитные организации с собственным капиталом более 2 млрд руб., средние банки - локальные кредитные организации федеральных округов с собственным капиталом от 300 млн до 2 млрд руб., малые - локальные банки субъектов Федерации с собственным капиталом от 90 млн до 300 млн руб.
Полагаем, что увеличение количества крупных кредитных организаций должно произойти, прежде всего, за счет частных российских банков, поскольку доля контролируемых государством в российской банковской системе высока, а увеличение количества банков, контролируемых иностранным капиталом, может привести к излишней зависимости российской экономики от ситуации на международных рынках. Очевидно, что в определенной степени увеличение числа крупных банков должно произойти также и за счет банков, контролируемых государством и иностранным капиталом. Согласно предлагаемой модели, количество местных крупных банков увеличилось в 6 федеральных округах. Будем исходить из того, что в каждом из данных округов один новый банк является либо государственным, либо банком, контролируемым иностранным капиталом. При этом пусть половина из них приходится на банки с государственным участием, а вторая половина - на дочерние структуры иностранных банков. Принимая во внимание данные о территориальном размещении и размерах кредитных организаций, считаем, что оптимальная структура банковского сектора России по кластерам должна иметь вид: банки, контролируемые государством, - 28; банки, контролируемые иностранным капиталом, - 115; крупные частные банки - 155; средние и малые банки Московского региона - 291; региональные средние и малые банки - 1342; небанковские кредитные организации - 59.
Мировое научное сообщество в течение нескольких десятилетий ищет объяснение истокам и предпосылкам устойчивого и высокоэффективного развития национальных банковских систем. При этом все научные исследования концентрируются вокруг двух направлений: 1) повышение качества регулирования банковской деятельности со стороны центральных банков; 2) оптимизация структуры банковской системы. В России наибольшую остроту приобрело второе направление. Это обусловлено тем, что в целях устойчивого и динамичного развития банковской системы страны Банк России и Правительство Российской Федерации еще в 2011 г. приняли ряд важных решений, направленных на её реструктуризацию. К наиболее существенным из них следует отнести: увеличение уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций; увеличение минимального размера собственных средств (капитала) для существующих кредитных организаций; разгосударствление крупнейших российских банков. В свете данных обстоятельств вновь обострилась проблема существования малых и средних банков, деятельность которых связана преимущественно с тем, регионом, на территории которого они зарегистрированы. Это в свою очередь вызвало новую волну научных дискуссий относительно структуры, устойчивости и эффективности региональных банковских систем уже в ближайшем будущем. Основными видами резидентных институциональных единиц согласно определениям, принятым в Системе национальных счетов (СНС-93), являются: корпорации (нефинансовые и финансовые); квазикорпорации (нефинансовые и финансовые); некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные); государственные учреждения; домашние хозяйства. Также следует отметить, что сокращение числа корпораций в региональных банковских системах будет способствовать неравномерному распределению налоговых поступлений с дальнейшим увеличением доли Москвы за счет регионов. Для нейтрализации этого негативного фактора Банку России совместно с Правительством РФ потребуется решить задачу выравнивания налоговых платежей. Учитывая общенациональный характер проблемы, а также наличие особенностей функционирования региональных банковских систем, по мнению авторов, для преодоления указанного недостатка потребуется разработка формализованной методики территориальной дифференциации налоговых платежей кредитных организаций. В качестве критерия такой дифференциации целесообразно использовать «норматив перераспределения налога на прибыль», устанавливаемый к величине налоговых поступлений от прибыли, заработанной соответствующими филиалами. Логично предположить, что величину этого норматива необходимо сформировать на уровне 50%. С одной стороны, это обеспечит «мягкое» выравнивание налоговых платежей, а с другой — будет способствовать формированию нового подхода к филиалам как к источникам дополнительных доходов в региональные бюджеты. Реализация предлагаемой меры позволит, на взгляд авторов, не только улучшить сбалансированность бюджетной системы страны, но и создать необходимые, условия для развития экономики регионов.
Фактором сдерживания роста спекулятивной составляющей финансовой политики РФ должна выступать денежно-кредитная политика посредством целенаправленных действий Банка России: на валютном рынке - политика по сглаживанию волатильности рублевой стоимости валютной корзины; на кредитном рынке политика по регулированию процесса денежной мультипликации коммерческих банков (на основе увеличивая или уменьшая нормы резервирования и ставки рефинансирования); на фондовом рынке - политика по дисциплинированию его участников посредством нормативных актов. Либерализация финансового рынка РФ, направленная на обеспечение его развития, неизбежно приводит к ослаблению контроля институциональных структур за финансовыми инструментами и операциями субъектов экономической деятельности в основных его секторах. Сама по себе данная тенденция снижают эффективность сдерживания объема спекуляций на финансовом рынке посредством денежно-кредитной политики. Однако это приводит к экономическому спаду исключительно в условиях неадекватных действий государства, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок.
Отметим, что повышение экономической и социальной значимости универсальных коммерческих банков в России может быть обеспечено в условиях усиления их институциональной роли посредством законодательного выделения в специальную группу с установлением особых регуляторных требований. В свою очередь, большое значение для реализации стратегии банковской универсализации имеет увеличение капитализации, полноценное внедрение управленческого учета и системы стимулирования персонала, а также развитие филиальной сети с учетом современных информационно-коммуникационных технологий. Итак, во-первых, необходимо совершенствовать законодательство РФ; во-вторых, использовать мировое историческое наследие экономической теории, новой институциональной экономики, в-третьих, обращать внимание на правила поведения, институциональные изменения в мировом сообществе, в-четвертых, разработать формализованную методику территориальной дифференциации налоговых платежей кредитных организаций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1.Зотов А.Н. Институциональная среда как необходимое условие обеспечения устойчивости банковской системы//Финансы и кредит. 2013.№ 17. С.32-38.
2.Петрова Т.И. Оптимальная модель институциональной структуры банковского сектора России//Банковское дело.2013.№ 8. С.62-67.
3.Господарчук Г.Г., Малова Н.Г. Институциональный анализ региональных банковских систем// Финансы и кредит. 2013.№ 22. С.2-7.
4.Алексеев В.Н., Рыкова И.Н. Институциональная среда финансовой инфраструктуры на международном и региональном уровнях// Банковское дело.2013.№ 7. С.35-38.
5.Котова А.А., Малхасян А.Н. Денежно-кредитная политика как фактор сдерживания роста спекулятивной составляющей финансового рынка Российской Федерации// Финансы и кредит..2013.№ 17. С.54-59.
6.Зубкова С.В. Универсальный коммерческий банк: стратегия и институциональная роль//Банковское дело.2013.№ 11.С.75-80.
7.. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 416 с.