Только наполовину, потому что отрицательной характеристикой нисколько не
Исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка. Отсутствие положительного
Материала есть не частная вина то го или иного исследователя, а общая беда всей
Дефектологии, которая только перестраивает свои принципиальные основы и тем
Самым дает новое направление педологическому исследованию. Во всяком случае,
основной вывод Грибоедова вполне точно формулирует е ю воззрение: "Изучая
Педологию отсталого ребенка, мы видим ясно, что отличие его от нормального - не
Только количественное, но и качественное и что он, следовательно, нуждается не в
Более длительном пребывании в школе, не в нахождении только в классах с
Наименьшим числом детей и не в соединении с себе подобными по уровню и темпу
Психического развития, а в специальной школе, со своей программой, со своей
Особой методикой, со своим бытом и со своим специальным педагогическим
|
|
персоналом" (1927, с. 19).
В такой постановке вопроса есть, однако, серьезная опасность. Подобно тому
Как - в области теоретической было бы ошибкой абсолютизировать своеобразие типа
Развития ребенка с тем или иным дефектом и забывать, что пределы этому
Своеобразию положены соци альной обусловленностью такого развития, так же точно
Неверно забывать о том, что границы своеобразия специальной школы лежат в
Общности социальных целей и задач общей и специальной школ. Ведь, как уже
Сказано, дети с дефектом не создают –«особенной породы людей»,
По выражению К. Бюрклена, но при всем своеобразии развития обнаруживают тенден
Цию приближения к определенному нормальному социальному типу. И вот в этом
Приближении школа должна сыграть решающую роль.
Специальная школа может ставить себе общую цель; ведь ее воспитанники будут
жить и действовать не в качестве "особенной породы л юдей", а в качестве
Рабочие, ремесленников и т. п., т. е. определенных социальных единиц. Именно
Общность цели при своеобразии средств достижения этой цели составляет величайшую
Трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы и всей практической
Дефектологии, как общность конечной точки при своеобразии развития составляет
Величайшую особенность дефективного ребенка.
Если бы особые средства (специальная школа) применялись для особых целей, в
Атом не было бы ничего, заслуживающего названия проб лемы: все дело в видимом