Противоречии особых средств, применяемые для достижения тех же целей, которые

ставит себе и общая школа. Это противоречие, действительно, только видимое:

Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и но

Рмальный, следует применять совершенно особые средства. «Цель единой

Трудовой школы создать строителя новой жизни на коммунистических началах -

Говорит Грибоедов.- Цель вспомогательной школы такой быть не может, так как

Умственно отсталый, хотя бы и получивший образование и приспособленный

Относитель но к обществу, его окружающему, и вооруженный средством для борьбы за

Свое существование, не может быть строителем, творцом новой жизни, от него

Требуется лишь не мешать строить другим». (1926, с. 99). Такая постановка

Практической проблемы лече бной педагогики представляется нам несостоятельной с

Социально-педагогической и психологической точки зрения.

В самом деле, может ли педагогика на такой чисто негативной задаче поставить

свою работу ("не мешать строить другим")?

Подобные задачи решаются не посредством педагогики, а совсем другими

Средствами. Никакое воспитание, не ставящее себе определенных

Общественно-положительных задач, невозможно, в то же время нельзя признать, что

Кончивший вспомогательную школу ребенок должен ограничить свою роль в

Общественной жизни подобным невмешательством. По данным, приводимым самим же

Грибоедовым (1926), свыше 90% умственно отсталых детей, получивших образование,

Работоспособны и заняты ремесленным, индустриальным и сельскохозяйственным

Трудом. Разве быть сознательным трудящимся-рабочим, сельским тружеником,

Ремесленником - не значит быть строителем, твор цом новой жизни? Ведь это

Строительство надо понимать как общественное, коллективное строительство, в

Котором участвует в меру своих сил каждый трудящийся. Данные германской и

Американской статистики трудового устройства умственно отсталых говорят о том,

Что окончившие вспомогательную школу могут быть строителями, а вовсе не обречены

на роль "не мешать строить другим". Со стороны психологической также неверно

Отрицать наличие творческих процессов у умственно отсталого ребенка. Не по

Продуктивности, но по интенсивности протекания эти процессы часто выше у

Слабоумного ребенка, чем у нормального. Чтобы достигнуть того же, что и

Нормальный ребенок, слабоумный должен проявить больше творч ества. Например,

Овладение четырьмя арифметическими действиями есть более творческий процесс для

Умственно отсталого, чем для нормального школьника. Грибоедов с сочувствием,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: