Обилия наглядности, служащей помехой развитию отвлеченного мышления, и

Воспитывать эти процессы. Иначе говоря, школа должна не только при меняться к

Недостаткам такого ребенка, но и бороться с ними, преодолевать их. В этом

Заключается третья основная черта практической проблемы дефектологии: помимо

Общности целей, стоящие перед нормальной и специальной школой, помимо

Особенности и своео бразия применяемых в специальной школе средств, творческий

Характер всей школы, делающий эту школу школой социальной компенсации,

социального воспитания, а не "школой слабоумных", заставляющий ее не

Приспосабливаться к дефекту, но побеждать его, входит как необходимый момент

Проблемы практической дефектологии. Вот те три точки, которые определяют весь

Круг практической дефектологии.

Как сказано, мы ограничиваемся здесь постановкой проблем в самой общей

Форме. Мы указали, что это проблемы, к разрешению которых дефектология только

Начинает приступать, обращены к будущему больше, нежели к прошлому и настоящему

Нашей науки. Мы стреми лись показать, что дефектология изучает развитие, у

Которого есть свои законы, свой темп, свои циклы, свои диспропорции, свои

Метаморфозы, свое перемещение центров, свои структуры; что это есть особая и

Относительно самостоятельная область знания о гл убоко своеобразном предмете. В

Области практической, в области воспитания, как стремились мы показать,

Дефектология стоит перед задачами, разрешение которых требует творческой работы,

Создания особых, форм. Для разрешения тех и других проблем дефектол огии

Необходимо найти прочный фундамент и для теории, и для практики. Чтобы не

Строить на песке, чтобы избежать эклектического и поверхностного эмпиризма,

Который отличал ее в прошлом, чтобы перейти к творчески положительной педагогике

От больнич но-лекарственной, дефектология должна опереться на философский

Диалектико-материалистический фундамент, на котором строится наша общая

Педагогика, и на фундамент социальный, на котором строится наше социальное

Воспитание. Это и есть проблема нашей деф ектологии.

Глава первая

Дефект и компенсация

(Некоторые авторы употребляют в том же смысле термин "перекомпенсация")

1.

В тех системах психологии, которые в центр ставят понятие целостной личности,

идея сверхкомпенсации играет доминирующую роль. "Что меня не губит, делает меня

сильнее", - формулирует эту идею В. Штерн, указывая, что из слабости возникает

Сила, из недос татков - способности (W. Stern, 1923, с. 145). Широко

Распространенное и очень влиятельное в Европе и Америке психологическое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: