Приводит мнение Крюнегеля о лечебной педагогике, которая сводится главным' об

Разом к 1) упражнению остаточных психических функций и 2) к развитию замещающих

Функций (там же). Но ведь это и значит основывать педагогику на принципе

Компенсации, т. е. творческого развития. В этом взгляде сказывается переоценка

болезни в общем тип е развития умственно-отсталого ребенка. "Лечебный фактор

должен пропитывать и налагать свой отпечаток на всю работу школы", - требует

Грибоедов (там же, с. 98) в полном согласии с общим взглядом на умственно

Отсталого ребенка как на больного.

Еще П. Я. Трошин (41) предостерегал против воззрения, которое «в

Ненормальных детях видит только болезнь, забывая, то в них, кроме болезни, есть

Еще нормальная психическая жизнь» (1915, с. 2). Поэтому нам представляется

Более верным положе ние, выдвинутое в программах вспомогательной школы

Наркомпроса: "Общие цели и задачи, стоящие перед единой трудовой школой,

являются вместе о тем целями и задачами вспомогательной школы" (Программы

Вспомогательной школы, 1927, с. 7). Само построение п рограмм на основе программ

ГУСа для общей школы является выражением основной цели школы - возможное

приближение умственно отсталого ребенка, к норме; строить план вспомогательной

школы "вне зависимости от плана единой трудовой школы", как требует Гриб оедов

(1926, с. 99),- значит по существу выключить практику лечебной педагогики из

Общего круга социального воспитания. Ведь и заграничная школа приходит к идее

комплекса, как указывает сам Грибоедов (там же). "Урок с носовым платком" Р.

Гюртлера явл яется комплексом случайным и примитивным, между тем как в основу

комплекса ГУСа положено "отражение связей между основными жизненными явлениями

(природа, труд, общество)" (Программы вспомогательной школы, 1927, с. 8).

Умственно отсталый ребенок более, нежели нормальный, нуждается во вскрытии

Этих связей в процессе школьного обучения. То обстоятельство, что этот комплекс

труднее комплекса "носового платка", - его программное положительное

Достоинство, ибо ставить пр еодолимые трудности и значит осуществлять творческие

Задачи воспитания по отношению к развитию. Мы считаем симптоматичным и глубоко

Справедливым выступление Элиасберга, так много поработавшего над проблемой

Психологии и патологии абстракции, против исключительного господства наглядности

Во вспомогательной школе. Именно потому, что умственно отсталый ребенок так

Зависим в своем опыте от наглядных, конкретн ых впечатлений и так мало развивает

Предоставленный сам себе абстрактное мышление, школа должна освободить его от


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: