Разом к 1) упражнению остаточных психических функций и 2) к развитию замещающих
Функций (там же). Но ведь это и значит основывать педагогику на принципе
Компенсации, т. е. творческого развития. В этом взгляде сказывается переоценка
болезни в общем тип е развития умственно-отсталого ребенка. "Лечебный фактор
должен пропитывать и налагать свой отпечаток на всю работу школы", - требует
Грибоедов (там же, с. 98) в полном согласии с общим взглядом на умственно
Отсталого ребенка как на больного.
Еще П. Я. Трошин (41) предостерегал против воззрения, которое «в
Ненормальных детях видит только болезнь, забывая, то в них, кроме болезни, есть
Еще нормальная психическая жизнь» (1915, с. 2). Поэтому нам представляется
Более верным положе ние, выдвинутое в программах вспомогательной школы
Наркомпроса: "Общие цели и задачи, стоящие перед единой трудовой школой,
являются вместе о тем целями и задачами вспомогательной школы" (Программы
Вспомогательной школы, 1927, с. 7). Само построение п рограмм на основе программ
ГУСа для общей школы является выражением основной цели школы - возможное
приближение умственно отсталого ребенка, к норме; строить план вспомогательной
школы "вне зависимости от плана единой трудовой школы", как требует Гриб оедов
(1926, с. 99),- значит по существу выключить практику лечебной педагогики из
Общего круга социального воспитания. Ведь и заграничная школа приходит к идее
комплекса, как указывает сам Грибоедов (там же). "Урок с носовым платком" Р.
Гюртлера явл яется комплексом случайным и примитивным, между тем как в основу
комплекса ГУСа положено "отражение связей между основными жизненными явлениями
(природа, труд, общество)" (Программы вспомогательной школы, 1927, с. 8).
Умственно отсталый ребенок более, нежели нормальный, нуждается во вскрытии
Этих связей в процессе школьного обучения. То обстоятельство, что этот комплекс
труднее комплекса "носового платка", - его программное положительное
Достоинство, ибо ставить пр еодолимые трудности и значит осуществлять творческие
Задачи воспитания по отношению к развитию. Мы считаем симптоматичным и глубоко
Справедливым выступление Элиасберга, так много поработавшего над проблемой
Психологии и патологии абстракции, против исключительного господства наглядности
Во вспомогательной школе. Именно потому, что умственно отсталый ребенок так
Зависим в своем опыте от наглядных, конкретн ых впечатлений и так мало развивает
Предоставленный сам себе абстрактное мышление, школа должна освободить его от