Всей личности и вызывает к жизни новые психические силы, дает им новое
Направление. Только наивное представление о чисто органической природе
Компенсации, только игнорирование социально-психологического момента в этом
Процессе, только незнание конечного направления и общей природы сверхкомпенсации
Отделяют старое у чение от нового.
В-четвертых, наконец, надо установить истинное отношение учения Адлера к
Складывающейся в последние годы советской лечебной социальной педагогике,
Построенной на данных рефлексологии. Разграничение этих двух кругов идей
Сводится к тому, что учение об условных рефлексах дает научную основу для
Построения самого механизма воспитательного процесса, учение о сверхкомпенсации
Для понимания самого процесса развития ребенка. Многие авторы, в том числе и я,
Анализировали обучение слепых или глухих с точки зрения условных рефлексов и
Приходили к глубочайше важному выводу: нет никакой принципиальной разницы между
|
|
Воспитанием зрячего и слепого ребенка, новые условные связи завязываются
Одинаковым способом с любого анализатора, влияние организованных внешн их
Воздействий является определяющей силой воспитания. Целая школа под руководством
И. А. Соколянского (9) разрабатывает новую методику обучения глухонемых речи на
Основе этого учения и достигает при этом и поразительных практических
Результатов, и те оретических положений, предвосхищающих построения самой
Прогрессивной европейской сурдопедагогики. Но ограничиваться этим нельзя. Нельзя
Полагать, что теоретически снимается всякая разница между воспитанием слепого,
Глухого и нормального ребенка, нельзя потому, что на деле эта разница существует
И дает себя знать. Весь исторический опыт сурдо- и тифлопедагогики гово рит за
Это. Необходимо еще учесть особенности развития ребенка с дефектом. Воспитатель
Должен знать, в чем коренится своеобразие специальной педагогики, какие факты в
Развитии ребенка отвечают этому своеобразию и требуют его. Что слепой или глухой
Реб енок с точки зрения педагогики принципиально может быть приравнен к
Нормальному - это истина; но он достигает того же, чего достигает нормальный
Ребенок, иным способом, на ином пути, иными средствами. И для педагога особенно
Важно знать именно это сво еобразие пути, по которому нужно повести ребенка.
Биография слепого не похожа на биографию зрячего; невозможно допустить, что
Слепота не вызовет глубокого своеобразия всей линии развития.