Рефлексологии., 1925 с. VI). В теоре тическом и деловом совпадении этих двух

учений автор видит подтверждение "правильности того основного пути", которым

Идут они оба (там же).

Экспериментальные исследования, на которые мы ссылались выше и которые

Показали, что реакция может выиграть в силе и скорости при наличии

Противодействующих и препятствующих раздражении, могут рассматриваться

Одновременно и как явления доминанты, и как явления сверхкомпенсации. Л. Л.

Васильев и я описали эти явления под именем доминантных процессов (В. Бехтерев",

Л. Л. Васильев, 1926; Л. С. Выготский, 1982). В. П. Протопопов показал, что по

Большей устойчивости и интенсивности реакции сосредоточе ния

"соматически-дефективные превосходят нормальных" (1925, с. 26); он объясняет это

Особенностями доминантного процесса. Это и означает, что потенциал

Сверхкомпенсации у дефективных выше.

Нельзя рассматривать вопросы воспитания без перспективы будущего. Об этом

Говорят те выводы, к которым неизбежно приводит нас подобное рассмотрение. Так,

И. А. Соколянский приходит к парадоксальному выводу: воспитание слепоглухонемых

Легче, чем воспит ание глухонемых, глухонемых - легче, чем слепых; слепых - чем

Нормальных. По степени сложности и трудности педагогического процесса

Устанавливается именно такая последовательность. Он видит в этом прямое

следствие применения рефлексологии к пересмотру взглядов на дефективность. "Это

Не парадокс, - говорит Соколянский, - но естественный вывод из новых взглядов на

природу человека и на сущность речи" (в кн.: УкраiньскIi вiсник рефлексологii,

Протопопов также заключает из этих исследований, что у слепоглухонемого

"с чрезвычайной легкостью устанавливается возможность социального общения"

(1925, с. 10).

Что могут дать педагогике подобные психологические положения? Совершенно

Ясно, что всякое сравнение воспитания слепоглухонемого и нормального ребенка по

Трудности и сложности только тогда целесообразно, когда мы имеем в виду равные

Педагогические зада чи, выполняемые при разных условиях (нормальный и

Дефективный ребенок); только общая задача, единый Уровень педагогических

Достижений могут служить общей мерой трудности воспитания в обоих случаях.

Нелепо спрашивать, что труднее: научить способного во сьмилетнего ребенка

Таблице Умножения или отстающего студента высшей математике. Здесь легкость в

Первом случае обусловлена не способностями, а легкостью задачи. Слепоглухонемого

Легче обучать, потому что уровень его развития, требования к его развитию,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: