учений автор видит подтверждение "правильности того основного пути", которым
Идут они оба (там же).
Экспериментальные исследования, на которые мы ссылались выше и которые
Показали, что реакция может выиграть в силе и скорости при наличии
Противодействующих и препятствующих раздражении, могут рассматриваться
Одновременно и как явления доминанты, и как явления сверхкомпенсации. Л. Л.
Васильев и я описали эти явления под именем доминантных процессов (В. Бехтерев",
Л. Л. Васильев, 1926; Л. С. Выготский, 1982). В. П. Протопопов показал, что по
Большей устойчивости и интенсивности реакции сосредоточе ния
"соматически-дефективные превосходят нормальных" (1925, с. 26); он объясняет это
Особенностями доминантного процесса. Это и означает, что потенциал
Сверхкомпенсации у дефективных выше.
Нельзя рассматривать вопросы воспитания без перспективы будущего. Об этом
Говорят те выводы, к которым неизбежно приводит нас подобное рассмотрение. Так,
|
|
И. А. Соколянский приходит к парадоксальному выводу: воспитание слепоглухонемых
Легче, чем воспит ание глухонемых, глухонемых - легче, чем слепых; слепых - чем
Нормальных. По степени сложности и трудности педагогического процесса
Устанавливается именно такая последовательность. Он видит в этом прямое
следствие применения рефлексологии к пересмотру взглядов на дефективность. "Это
Не парадокс, - говорит Соколянский, - но естественный вывод из новых взглядов на
природу человека и на сущность речи" (в кн.: УкраiньскIi вiсник рефлексологii,
Протопопов также заключает из этих исследований, что у слепоглухонемого
"с чрезвычайной легкостью устанавливается возможность социального общения"
(1925, с. 10).
Что могут дать педагогике подобные психологические положения? Совершенно
Ясно, что всякое сравнение воспитания слепоглухонемого и нормального ребенка по
Трудности и сложности только тогда целесообразно, когда мы имеем в виду равные
Педагогические зада чи, выполняемые при разных условиях (нормальный и
Дефективный ребенок); только общая задача, единый Уровень педагогических
Достижений могут служить общей мерой трудности воспитания в обоих случаях.
Нелепо спрашивать, что труднее: научить способного во сьмилетнего ребенка
Таблице Умножения или отстающего студента высшей математике. Здесь легкость в
Первом случае обусловлена не способностями, а легкостью задачи. Слепоглухонемого
Легче обучать, потому что уровень его развития, требования к его развитию,