В сущности финальный характер психологических актов, их направленность на

Будущее выступают уже в самых элементарных формах поведения. Уже в простейших

Формах поведения, с которыми имеет дело школа И. П. Павлова при изучении

Механизма условных рефлекс ов, обозначается целеустремленность поведения. Среди

Прирожденных рефлексов Павлов различает особый рефлекс цели. Этим противоречивым

названием он, вероятно, хочет указать на два момента:

1) на то, что и здесь мы имеем дело с рефлекторным механизмом;

На то, что этот механизм принимает видимость целесообразной деятельности, т.

е. становится понятным в связи с будущим. "Вся жизнь есть осуществление одной

цели, - говорит Павлов, - именно охранения самой жизни..." (1951, с. 308).

Он же называет этот рефлекс рефлексом жизни. "Вся жизнь, все ее улучшения,

Вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к

той или другой поставленной ими себе в жизни цели" (там же, с. 310). Павлов

Прямо формулирует значение этого рефле кса для воспитания, его идеи совпадают с

учением о компенсации. "Для полного, правильного, плодотворного проявления

Рефлекса цели, - говорит он, - требуется известное его напряжение. Англосакс,

Высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос,

Какое главное условие достижения цели, он отвечает неожиданным, невероятным для

русского глаза и уха образом: "существование препятствий". Он как бы говорит:

"Пусть напрягается в ответ на препятствия мой рефлекс цели - и тогда-то я и

достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения". Интересно, что в

ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели" (там же, с. 311).

Павлов сожалел, что у нас "отсутствуют практические сведения относительно такого

Важнейшего фактора жизни, как рефлекс цели. А эти сведения так нужны во всех

областях жизни, начиная с капитальнейшей области-воспитания" (там же, с.

311-312).

То же самое говорит о рефлексе Ч. Шерринггон (10). По его мнению,

Рефлекторная реакция не может быть действительно понята физиологом без знания ее

Цели, а он может узнать цель, только рассматривая реакцию в свете всякого

Органического комплекса нормальных функций как целого. Это дает и право синтеза

обеих пс ихологических теорий. "Стратегическая установка" адлеристов, - говорит

А. Б. Залкинд, - это та же доминанта, но не в общефизиологических, а в

клинических, психотерапевтических формулировках" (цит. по кн.: Новое в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: