Воспитании. При его методе, говорит он, не только мимика становится совершенно
Бесцельной, но сами дети не употребляют ее и по собственной инициативе.
Напротив, устная речь становится для них непреодолимой физиологической
Потребностью (в кн.: УкраiньскIi вiсник рефлексологii 1926). Вот чем не может
Похвастаться ни одна методика в мире и вот где ключ к воспитанию глухонемых.
Если устная речь становится потребностью и вытесняет у детей мимику, то значит
Обучение направле но по линии естественной сверхкомпенсации глухоты; оно
Направлено по линии детских интересов, а не против них.
Традиционное воспитание устной речи, как стершееся зубчатое колесо, не
Захватывало всего механизма естественных сил и импульсов ребенка, не приводило в
Движение внутреннюю компенсаторную деятельность и вертелось вхолостую. Устная
Речь, вбиваемая в уче ников с классической жесткостью, становилась для глухих
Официальным языком; все силы техники уходили в мимику. Но задача воспитания
Только и сводилась к тому, чтобы овладеть этими внутренними силами развития.
Если цепной метод Соколянского сделал это, значит, он на деле учитывает силы
Сверхкомпенсации и овладевает ими. Достигнутые успехи не являются на первых
Порах верным показателем пригодности метода: это вопрос техники и ее
Совершенствования, наконец, вопрос практической удачи. Принципиальное зн ачение
Имеет только одно: физиологическая потребность в речи. Если найден секрет
Создать потребность, т. е. поставить цель, будет и сама речь.
Для тифлопедагогики такой же смысл и цену имеет установленное Петцельдом
Положение: возможность знания для слепого есть возможность полного знания обо
Всем, его понимание есть в основе возможность полного понимания всего (A.
Petzeld, 1925). Автор видит характерологическую особенность всей психологии
Слепого и структуры его личности не только в необычной пространственной
Ограниченности, но и в обладании полной речью. Из борьбы этих двух сил слагается
Личность слепого. Насколько это положение будет претворено в жизнь, в каких
Размерах и в какой срок оно будет осуществлено - вопрос практического развития
Педагогики, которое зависит от очень многих обстоятельств. Ведь и нормальные
Дети чаще всего не осуществляют в ходе воспитания всех или даже бол ьшей части
Своих возможностей. Разве пролетарский ребенок достигает той степени развития,