Теоретический парадокс, как его великолепная практическая условная установка в

Воспитании. При его методе, говорит он, не только мимика становится совершенно

Бесцельной, но сами дети не употребляют ее и по собственной инициативе.

Напротив, устная речь становится для них непреодолимой физиологической

Потребностью (в кн.: УкраiньскIi вiсник рефлексологii 1926). Вот чем не может

Похвастаться ни одна методика в мире и вот где ключ к воспитанию глухонемых.

Если устная речь становится потребностью и вытесняет у детей мимику, то значит

Обучение направле но по линии естественной сверхкомпенсации глухоты; оно

Направлено по линии детских интересов, а не против них.

Традиционное воспитание устной речи, как стершееся зубчатое колесо, не

Захватывало всего механизма естественных сил и импульсов ребенка, не приводило в

Движение внутреннюю компенсаторную деятельность и вертелось вхолостую. Устная

Речь, вбиваемая в уче ников с классической жесткостью, становилась для глухих

Официальным языком; все силы техники уходили в мимику. Но задача воспитания

Только и сводилась к тому, чтобы овладеть этими внутренними силами развития.

Если цепной метод Соколянского сделал это, значит, он на деле учитывает силы

Сверхкомпенсации и овладевает ими. Достигнутые успехи не являются на первых

Порах верным показателем пригодности метода: это вопрос техники и ее

Совершенствования, наконец, вопрос практической удачи. Принципиальное зн ачение

Имеет только одно: физиологическая потребность в речи. Если найден секрет

Создать потребность, т. е. поставить цель, будет и сама речь.

Для тифлопедагогики такой же смысл и цену имеет установленное Петцельдом

Положение: возможность знания для слепого есть возможность полного знания обо

Всем, его понимание есть в основе возможность полного понимания всего (A.

Petzeld, 1925). Автор видит характерологическую особенность всей психологии

Слепого и структуры его личности не только в необычной пространственной

Ограниченности, но и в обладании полной речью. Из борьбы этих двух сил слагается

Личность слепого. Насколько это положение будет претворено в жизнь, в каких

Размерах и в какой срок оно будет осуществлено - вопрос практического развития

Педагогики, которое зависит от очень многих обстоятельств. Ведь и нормальные

Дети чаще всего не осуществляют в ходе воспитания всех или даже бол ьшей части

Своих возможностей. Разве пролетарский ребенок достигает той степени развития,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: