Обучение глухонемого и строится в противоречии с природой ребенка. Надо

Изломать природу ребенка, чтобы обучить его речи. Вот поистине трагическая

Проблема сурдопедагогики. Гейдзик был глубоко прав, когда говорил, что

"следовало бы полиции закрыть все те училища глухонемых, в которых совершенно

Устранена мимика" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 48). И в самом Деле, мимику

Изгнать невозможно: она - естественный язык Ребенка. Ее запрещают, за ее

Употребление наказывают, но это не значит, что ее побе ждают.

Мы специально остановились на этом труднейшем вопросе, чтобы показать, что и

Этот центральный, но специальный вопрос обучения глухонемого есть вместе с тем и

Общий вопрос социально воспитания и только как таковой он получает возможность

Разрешения. Если мы хотим привить устную речь глухому ребенку, мы должны ставить

Вопрос тире, чем только в плоскости обсуждения специальных свойств Метода. Метод

Чудесен, но он заставляет выбивать зубы ученикам, он приводит к тому, что ученик

Выучивае тся немногим словам, из которых обычно не умеет построить логическую

Фразу, что ребенок тайком говорит мимикой, что преподаватели должны быть

Полицейскими и ловить учеников, прибегающих к мимике, и т. д.

В чем же выход? Конечно, единственно в том, чтобы вынести вопрос из узких

Рамок уроков артикуляции и поставить его как вопрос в целом. Ни один нож сам по

Себе ни плох, ни хорош - все зависит от того употребления, которое ему дается в

Руке хирурга или разбойника. Ни один метод сам по себе ни плох, ни хорош, только

В общей системе воспитания он получает свое оправдание или осуждение. В старой

Системе устный метод был убийствен, в новой он может стать спасительным.

Конечно, мы должны совершенствовать самый метод, технику обучения. Мы должны

Бороться против аналитического метода обучения отдельным звукам, должны бороться

За целую фразу, искать путей для подчинения мимики устной речи.

В этом отношении едва ли не самое интересное представляет собой моноральная

Система Г. Форхгаммера (10), который прежде выдвигал письменную речь как

Важнейшее средство обучения речи. Объединение рта и руки в произношении немого

Тем и замечательно, что впервые ставит движения руки в подчиненное по отношению

К устной речи положение, вводя эти движения для обозначения невидимых элементов

Звуков. Психологически эта система многое обещает, так как облегчает усвоение

Устной речи, позволяет перейти к чист ой речи и т. д.

Но ни эта система, ни какая-либо другая сама по себе не есть выход из

Положения. Нужно организовать жизнь ребенка так, чтобы речь была ему нужна и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: