Трудовой деятельности могут быть доступны глухонемому, за исключением очень
Немногих областей, связанных непосредственно со звуком (настройка музыкальных
Инструментов и т. п.). Если, несмотря на это, в сурдопедагогике до сих пор
Пользуются обычно узким кругом большей частью бесполезных ремесел, то виной
Этому близорукость и филантропически-инвалидный подход к воспитанию глухонемого.
При правильном подходе к делу именно здесь открывается широчайшая дверь в
Жизнь, возможность участия в комбинированном труде с нормальными, возможность
Высших форм сотрудничества, которое, избегнув паразитических опасностей, может
Послужить социальному моменту, стать основой всей сурдопедагогики. Но об этом
Ниже. Здесь же скажем до конца о труде. Изготовление безделушек и продажа их,
Отсутствие расчета на последующую жизнь, кустарнически-ремесленный,
Индивидуально-замкнутый труд является ничем не оправдываемым с научной Точки
|
|
Зрения пережитком прошлого. Отсутствие слуха означает меньшее поражение, чем
Отсутствие зрения. Мир представлен в человеческом сознании преимущественно как
Зрительный феномен. Звуки в природе человека играют неизмеримо ме ньшую роль.
Глухой в конце концов не теряет ни одного существенного элемента мира. Казалось
Бы, глухонемота и должна составлять неизмеримо меньший недостаток, чем слепота.
С биологической точки зрения так оно действительно и есть, и глухое животное, в
Ероятно, менее беспомощно, чем слепое. Не то человек. Глухонемота человека
Оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует
его от общения с людьми. Немота, лишая человека "речи, отрывает его от
Социального опыта, выклю чает из общей связи. Глухонемота-недостаток социальный
По преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности.
Итак, первая проблема сурдопедагогики заключается в том, чтобы вернуть
Глухонемому речь. Это возможно. Дело в том, что глухота означает обычно
Поражение только слуховых, но не речевых нервов или центров. Органы речи и
Связанные с ними нервные пути и ц ентры обычно сохраняются. Таким образом,
Немота здесь не органическое поражение, а просто недоразвитие вследствие того,
Что глухой не слышит слов и не может выучиться речи. Поэтому обучение
Глухонемого устной речи сводится не только к замене одного ан ализатора другим -
Уха глазом, когда глухой научается считывать с губ говорящего и как бы слышать
Глазами, но и к еще одному важному психологическому механизму, лежащему в основе