Обделенным, и поэтому он в неизмеримой степени счастливее слепого. Все виды

Трудовой деятельности могут быть доступны глухонемому, за исключением очень

Немногих областей, связанных непосредственно со звуком (настройка музыкальных

Инструментов и т. п.). Если, несмотря на это, в сурдопедагогике до сих пор

Пользуются обычно узким кругом большей частью бесполезных ремесел, то виной

Этому близорукость и филантропически-инвалидный подход к воспитанию глухонемого.

При правильном подходе к делу именно здесь открывается широчайшая дверь в

Жизнь, возможность участия в комбинированном труде с нормальными, возможность

Высших форм сотрудничества, которое, избегнув паразитических опасностей, может

Послужить социальному моменту, стать основой всей сурдопедагогики. Но об этом

Ниже. Здесь же скажем до конца о труде. Изготовление безделушек и продажа их,

Отсутствие расчета на последующую жизнь, кустарнически-ремесленный,

Индивидуально-замкнутый труд является ничем не оправдываемым с научной Точки

Зрения пережитком прошлого. Отсутствие слуха означает меньшее поражение, чем

Отсутствие зрения. Мир представлен в человеческом сознании преимущественно как

Зрительный феномен. Звуки в природе человека играют неизмеримо ме ньшую роль.

Глухой в конце концов не теряет ни одного существенного элемента мира. Казалось

Бы, глухонемота и должна составлять неизмеримо меньший недостаток, чем слепота.

С биологической точки зрения так оно действительно и есть, и глухое животное, в

Ероятно, менее беспомощно, чем слепое. Не то человек. Глухонемота человека

Оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует

его от общения с людьми. Немота, лишая человека "речи, отрывает его от

Социального опыта, выклю чает из общей связи. Глухонемота-недостаток социальный

По преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности.

Итак, первая проблема сурдопедагогики заключается в том, чтобы вернуть

Глухонемому речь. Это возможно. Дело в том, что глухота означает обычно

Поражение только слуховых, но не речевых нервов или центров. Органы речи и

Связанные с ними нервные пути и ц ентры обычно сохраняются. Таким образом,

Немота здесь не органическое поражение, а просто недоразвитие вследствие того,

Что глухой не слышит слов и не может выучиться речи. Поэтому обучение

Глухонемого устной речи сводится не только к замене одного ан ализатора другим -

Уха глазом, когда глухой научается считывать с губ говорящего и как бы слышать

Глазами, но и к еще одному важному психологическому механизму, лежащему в основе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: