Речи, именно механизму, возвращающему на самого говорящего раздражения е го же

Речи и позволяющему контролировать и регулировать течение речи (Л. С. Выготский.

- В сб.: Психология и марксизм, 1925). Здесь этот механизм заменяется

Кинестетическими ощущениями, возникающими при произносительных движениях.

Ощущения эти крайне слабы, движен ия губ далеко не точно передают все звуки,

Артикулирование при речи требует невидимых движений внутри закрытого рта, и

Поэтому обучение устной речи превращается для глухонемого в каторжно-тяжелый

Труд.

Наряду с обучением глухонемых устной речи (так называемый немецкий метод) у

Глухонемых существует еще два языка: 1) язык естественной мимики, язык жестов и

Методический язык знаков, условная азбука, состоящая из различных движений

Кисти рук и пальц ев, так называемая дактилология, или письмо в воздухе. Оба эти

Языка неизмеримо легче для глухонемого; а язык жестов составляет его

Естественный язык. Устная речь, напротив, противоестественна для глухонемого (Н.

М. Лаговский, 1911). Однако из этих тр ех возможных языков мы, несомненно,

Должны отдать предпочтение самому трудному и противоестественному - устной речи.

Она неизмеримо труднее дается, но и неизмеримо больше даёт. В самом деле, хотя

Мимика и составляет первоначальный язык немого и основу французского метода (Н.

М. Лаговский, 1910), тем не менее она должна быть отброшена, так как является

Языком бедным и ограниченным. Она замыкает глухого в узкий и тесный мирок

Знающих этот примитивный язык. Мимика очень скоро вырождается в жаргон, пон

Ятный только данной школе, и допускает общение лишь с небольшим количеством

Людей. Мимика позволяет давать только самые грубые предметные и конкретные

Обозначения. До абстрактных понятий, до отвлеченных представлений она никогда не

Доходит. Ведь речь есть не только орудие общения, но и орудие мысли, сознание

Развивается главным образом при помощи речи и возникает из социального опыта.

Отсюда ясно, что мимика обрекает глухого на полнейшее недоразвитие.

Многие исследователи утверждали, что сознание глухонемых, лишенных речи,

Немногим превышает сознание человекоподобных обезьян. Можно оспаривать это

утверждение, но во всяком случае согласиться с мнением Цеха, что "мышление

Глухонемых, ограничивающееся его собственными наблюдениями, познанием и опытом,

есть только по форме, а не по материалу человеческое мышление" (цит. по кн.: Н.

М. Лаговский, 1911, с. 116). Прав П. Наторп, когда говорит, что "человек


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: